Преподобный Савва Сторожевский создал в Звенигороде уникальный для своей эпохи "технопарк", считает историк
calend.ru
Преподобный Савва Сторожевский создал в Звенигороде уникальный для своей эпохи "технопарк", считает историк
 
 
 
Преподобный Савва Сторожевский создал в Звенигороде уникальный для своей эпохи "технопарк", считает историк
calend.ru

Преподобный Савва Сторожевский - основатель Саввино-Сторожевского монастыря, один из самых почитаемых на Руси святых - развивал в звенигородском уделе идею нравственного управления, реализация которой могла бы изменить историю Руси, считает историк, автор книги о преподобном Савве в серии "ЖЗЛ" Константин Ковалев.

"Преподобный Савва и князь Юрий действительно строили новую цивилизацию, я бы назвал ее Звенигородской Русью. Это был уникальный проект - как сказали бы сейчас, технопарк той современности... концепция новой православной Руси по заветам Сергия Радонежского", - сказал Ковалев в интервью "Интерфаксу".

По его мнению, если бы эту концепцию удалось осуществить, "мы раньше освободились бы от ордынского ига, и вообще история Руси пошла бы по другому направлению".

"Два человека, духовный наставник и его крестный сын, молодой князь Юрий, которому в то время вообще было около 20 лет, начали возводить град на двух холмах. На одном - новый Кремль, светскую крепость, на другом - духовный центр, монастырь", - сказал историк.

Он напомнил, что преподобный Савва вслед за своим духовным наставником Сергием Радонежским был последователем византийского духовного движения - исихазма, распространение которого в то время на Руси приводило многих князей к мысли, что "проблемы политики можно решать не с позиций силы, не по понятиям".

"На смену страшной полуязыческой логике "кто сильный, тот и властвует" приходила идея нравственного государства. Тогда впервые начали осознавать, и Юрий Звенигородский - ярчайший тому пример, что руководить любым, даже наследным, государством можно, только будучи духовно просвещенным, достаточно обогащенным знаниями нравственных законов человеком", - сообщил Ковалев.

По его словам, Савва Сторожевский был "единственным в своем роде в те годы человеком", который мог бы воплотить на практике эту концепцию "благочестивого княжения" - "они с Юрием Звенигородским были идеальным тандемом и могли построить такое нравственное государство".

Он напомнил также, что князя Юрия нередко сравнивают с "великим Медичи", поскольку под руководством "одного из лучших духовников Руси той эпохи" он собрал "лучшие творческие силы и создал новый стиль в архитектуре". Именно тогда, в частности, в Звенигороде впервые были построены каменные соборы, одни из первых на Московской Руси.

Напомним, в четверг в Саввино-Сторожевском монастыре патриарх Московский и всея Руси Алексий II провел главное богослужение в память 600-летия кончины преподобного Саввы Сторожевского.

Справка

Исихазм (от древнегреческого "спокойствие, тишина, уединение") - особого рода мистическая практика православных монахов (исихастов), в которой применяется безмолвная молитва ради созерцания Божественного света (Фаворского света, который исходил от Иисуса Христа при преображении на горе Фавор). В основе философии исихазма лежит представление о том, что можно созерцать непознаваемое (Бога) посредством божественных энергий. В 1351 году признан официальным учением православной церкви. Во многом повлиял на духовный подъем на Руси в XIV-XV веков и на освобождение от монголо-татарского ига. Главные представители исихазма Симеон Богослов Новый и Григорий Палама. Главным оппонентом учения являлся Никифор Григора.