Рембрант. Отрок Иисус в Иерусалимском храме. Фрагмент офорта
Архив NEWSru.com
Рембрант. Отрок Иисус в Иерусалимском храме. Фрагмент офорта
 
 
 
Рембрант. Отрок Иисус в Иерусалимском храме. Фрагмент офорта
Архив NEWSru.com

Корректно ли относиться к изображению Христа как к фотографии человека, скрывающегося от правосудия? Такой дерзкий вопрос поставил сегодня автор публикации в газете Corriere della Sera (с переводом материала знакомит сайт InoPressa.ru).

Поводом задать его послужил эксперимент, проведенный сотрудниками одного из научных подразделений итальянской полиции, которые попытались при помощи компьютерной технологии воссоздать облик юного Иисуса.

Как известно, с помощью некоторых компьютерных программ, используемых в криминалистике, при наличии изображения, "привязанного" к конкретному возрасту человека, можно омолодить или состарить черты лица разыскиваемого преступника.

За основу в описываемом случае было взято известное многим изображение с Туринской плащаницы, которое миллионы христиан в мире считают истинным ликом Христа.

Виртуально "омолодив" его, работники полицейской лаборатории воссоздали, как они считают, образ 12-летнего Иисуса, получив в результате безмятежное лицо юноши, которому не дашь его лет. Именно в этом возрасте, по свидетельству Евангелий, он беседовал с учителями в иерусалимском Храме, поразив их своими вопросами и ответами.

Как отмечает газета, эксперименты, подобные этому, ничего не доказывают, но привлекают внимание к неизвестным периодам жизни Христа. В этой связи автор материала обращается к Новому Завету, где, как он отмечает, основное значение придается Смерти и Воскресению Христа, и только Евангелия от Матфея и Луки повествуют о Его рождении и упоминают некоторые иные эпизоды "скрытой жизни" Иисуса.

Евангелие от Луки (2:41), в частности, рассказывает о том, что каждый год Мария и Иосиф приходили в Иерусалим на праздник Пасхи. Именно в один из таких дней Иисус, как вначале показалось, потерялся, оставив в смятении Марию и Иосифа, которые через три дня поисков нашли его в Храме, беседующего с учителями. Несмотря на то, что Иисусу было всего 12 лет, все слушавшие дивились его разуму и ответам (2:47), напоминает Corriere della Sera.

Теологи по-разному трактовали данный факт, но нигде, конечно, не говорилось о том, как выглядел юноша. Повествование Нового Завета дает представление о миссии Христа, но не о Его внешности, отмечает газета. Тем не менее, художники и иконописцы от века к веку все чаще обращались к образу Христа.

Каким был 12-летний Иисус в Храме? - задает вопрос автор статьи. Юношей с великолепным лицом, как его изобразил Джотто? Или с босыми ногами и указательным пальцем правой руки, поднятым к небу, как видел его Гюстав Доре? Или его кожа позднее приобрела оливковый оттенок, как думал автор фильма о Христе Пьер Паоло Пазолини? Или в нем проявились нордические черты, и волосы стали белокурыми (таким изображали его фламандские художники)?

Эпизод в Храме свидетельствует о том, что Иисус, в отличие от Моисея, который заикался, без труда выражал свои мысли, но был беспокойным подростком, поскольку именно таким он представляется в одном из свидетельств евангелиста Марка (3:22). Речь идет об эпизоде, когда родители подумали, что Он сошел с ума.

Как замечается в газете, легче составить психологический, нежели физический портрет Христа. Иезуит Джованни Маркези в своем труде "Иисус из Назарета – кто Ты?" рассматривает проблему самосознания и задается вопросом об исторической достоверности Его жизнеописания, спрашивая также о том, "знал ли Он, что Он Бог?"

Ответить на эти вопросы проще, чем установить, какого цвета были Его волосы.

Но, размышляет автор публикации, нашим современникам, убежденным в том, что внешность играет серьезную роль в характеристике человека, по-видимому, важно знать об этом. Евангелие же призвано ответить на совершенно иные вопросы.