Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион по приглашению директора Института всеобщей истории РАН академика Александра Чубарьяна выступил накануне перед сотрудниками научного центра. Темой выступления стали межхристианские отношения.
Как отметил митрополит Иларион, до середины XX века у Русской православной церкви не было собственной международной политики. До революции вся международная политика (в том числе и церковная, поскольку Церковь не была отделена от государства), курировалась Министерством иностранных дел Российской империи, а в первые десятилетия советской власти Русская церковь, подвергавшаяся тяжелейшим гонениям, находилась практически в полной изоляции, если не считать единичных случаев письменных сношений патриарха Тихона (Белавина), а затем митрополита Сергия (Страгородского) с Русским Зарубежьем.
"Одна из причин, по которой была разрушена связь между нашим Зарубежьем и Церковью в Отечестве, заключалась как раз в том, что в условиях гонений невозможно было наладить полноценную международную активность, в том числе вести переписку", - приводит Служба коммуникации ОВЦС МП слова митрополита.
Только в послевоенный период у РПЦ появилась возможность выйти на международную арену. В частности, некоторые иерархи получили разрешение выезжать за пределы страны, встречаться с представителями Русского Зарубежья, эмиграции. Кроме того, после длительного перерыва возобновились контакты Русской церкви с католиками и протестантами.
Для координации международной деятельности в 1946 году был создан Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. Митрополит Волоколамский Иларион рассказал присутствующим об иерархах, которые в разные годы стояли во главе этого синодального учреждения. Самыми выдающимися среди них по праву считаются митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) и нынешний предстоятель РПЦ Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
"Митрополит Никодим сумел использовать международную деятельность РПЦ для защиты интересов Церкви внутри страны, - подчеркнул митрополит Иларион.
"Он внушал советскому руководству, что для выступления на международных конференциях, в том числе в защиту мира, необходимы свежие силы - молодые образованные архиереи, которые могут достойно представлять Церковь. С разрешения властей такие архиереи рукополагались; они направлялись сначала для служения за рубеж, а через несколько лет возвращались и замещали епископские кафедры, которые становились вакантными. Таким образом, в 60 и 70-е годы митрополит Никодим своими личными усилиями, ценой собственного здоровья (он умер на 49-м году жизни после седьмого инфаркта), восстановил епископат Русской православной церкви. Более того, и сейчас, спустя 35 лет после его кончины, во главе Церкви по-прежнему стоят те люди, которых в свое время он выдвинул". В их числе - Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а также митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров); среди ставленников митрополита Никодима был и покойный Патриарх Алексий II.
"1990-е и 2000-е годы, когда во главе Отдела внешних церковных связей стоял митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси), были временем радикальных перемен в новейшей истории нашего Отечества, когда великая страна распалась на несколько государств и Церкви приходилось заново выстраивать отношения с гражданской властью внутри этих государств, - продолжил митрополит Иларион. - Это было одной из главных задач ОВЦС. Кроме того, на новом этапе необходимо было выстраивать всю систему межправославных и межхристианских отношений… По сути дела, именно митрополит Кирилл определял многие аспекты внутренней политики нашей Церкви и во всем объеме - ее внешнюю политику".
Обратившись к теме межхристианских отношений, в частности, православно-католического диалога, митрополит Иларион напомнил, что препятствиями к сближению после раскола в 1054 году продолжают оставаться вопрос о филиокве, то есть исхождении Святого Духа, догмат о Непорочном Зачатии Пресвятой Богородицы, учение о примате Папы. До XIX столетия Русская православная и Римско-католическая Церкви считали друг друга еретическими, что в том числе подразумевает отсутствие богослужебного общения. "В XIX веке и особенно в XX веке мы фиксируем фактическое признание действительности Таинств при отсутствии общения в Таинствах", - констатировал архипастырь.
Ключевым моментом для взаимоотношений православных и католиков стал Второй Ватиканский собор, созванный Папой Иоанном XXIII.
"Именно тогда была пересмотрена позиция Католической церкви в отношении православия. Если раньше о православных говорили как о схизматиках и еретиках, отделенных от Церкви, а о Православной церкви - как еретическом сообществе, в котором нет действительных Таинств, то Второй Ватиканский собор предложил совершенно иные формулировки. Православные Церкви стали рассматривать как обладающие апостольским преемством иерархий и действительными Таинствами, но не находящиеся в общении с Римом", - пояснил митрополит Иларион, отметив, что это естественным образом изменило и отношение к католикам в среде православных.
По свидетельству председателя ОВЦС МП, с тех пор начались серьезные подвижки в отношениях между православными и католиками как на общеправославном уровне, так и в двусторонних отношениях. В 1960-70-е годы были начаты собеседования с целью подготовки полномасштабного богословского диалога между православными и католиками. Официально такой диалог был открыт в 1980 году, и ведется он до сих пор.
"Само вступление православных в диалог (причем в него вступили все поместные православные Церкви) означал мораторий на использование термина "ересь", "еретик" в отношении Католической церкви, - отметил митрополит Волоколамский Иларион. - Мы взаимно отказались от классификации друг друга в качестве еретиков. Мы ведем диалог с целью выяснения отношений, прояснения позиций и, может быть, их сближения там, где такое сближение возможно".
Плодами диалога стали несколько богословских документов. Главным достижением, по мнению главы ОВЦС, является Баламандский документ 1993 года, в котором обеими сторонами было признано, что уния не является методом достижения единства Церкви. Это было очень важно в связи с активизацией деятельности греко-католиков на Западной Украине, в Румынии и ряде других стран.
С 2006 года в рамках диалога обсуждается тема соборности и примата во Вселенской Церкви; предметом обсуждения стала роль Римского епископа - как православные воспринимают эту роль сегодня и какой она была в первом тысячелетии.
В ходе выступления митрополит Иларион выделил наличие двух совершенно различных моделей церковного устройства на Западе и на Востоке.
"Папство на Западе сложилось в результате длительного, двухтысячелетнего развития, так и отсутствие папства на Востоке обусловлено таким же двухтысячелетним развитием, в том числе полемикой с католичеством, ведь в ходе полемики одним из главных аргументов против папства со стороны Православных церквей было то, что единым главой Церкви является Господь Иисус Христос - именно Он возглавляет Вселенскую Церковь, и у Него нет викария на земле. А уже на человеческом уровне Вселенская церковь состоит из поместных Православных церквей, каждая из которых возглавляется Патриархом, Митрополитом или Архиепископом и имеет соборную систему управления", - пояснил архипастырь.
Митрополит Иларион также коснулся темы взаимоотношений с Восточными (Ориентальными) дохалкидонскими Церквами, поделился сложностями в общении с протестантскими общинами, все более подверженными влиянию либерализации, что приводит в ряде случаев к введению женского священства, благословению однополых союзов. "Общих точек соприкосновения становится меньше", - констатировал председатель ОВЦС МП.
По окончании выступления митрополит Иларион ответил на вопросы, которые касались, в частности, возможной положительной динамики во взаимоотношениях с Римско-католической церковью, ситуации на Украине и подготовки к Всеправославному Собору.
Отвечая на первый вопрос, архипастырь указал на наличие общих для христиан вызовов, среди них - секуляризация, размывание в обществе традиционных семейных ценностей, угроза христианскому присутствию в ближневосточном регионе.
"Мы не должны ждать результатов богословского диалога, прежде чем начнем взаимодействовать, ведь, например, проблема защиты христиан Ближнего Востока, которые сейчас подвергаются самому настоящему геноциду, не терпит отлагательств", - уверен православный иерарх.
"Мы не можем ждать годы или десятилетия, пока достигнем единства и согласия по другим темам. Это вопрос, по которому мы должны взаимодействовать здесь и теперь", - подчеркнул митрополит.
Александр Чубарьян поблагодарил гостя за выступление. "Для нас изучение православия в России - одна из центральных задач, в том числе в связи с подготовкой новых учебников и проекта "История русского зарубежного православия", - поделился директор Института всеобщей истории РАН.