Жаль, что господин Барщевский пользуется законодательством периода 1980-х, утверждая, что у нас в государстве закреплен принцип отделения школы от Церкви", - сказала К. Чернега
Жаль, что господин Барщевский пользуется законодательством периода 1980-х, утверждая, что у нас в государстве закреплен принцип отделения школы от Церкви", - сказала К. Чернега
 
 
 
Жаль, что господин Барщевский пользуется законодательством периода 1980-х, утверждая, что у нас в государстве закреплен принцип отделения школы от Церкви", - сказала К. Чернега

В Московской Патриархии считают юридически безосновательной позицию представителя правительства в Высших судах РФ Михаила Барщевского, который выступил против преподавания "Основ православной культуры", ссылаясь на светский характер образования в стране.

"В Конституции России нет положения о том, что школа отделена от Церкви", - заявила сегодня агентству "Интерфакс" юрист Московской Патриархии Ксения Чернега.

По ее словам, январский декрет Совета народных комиссаров 1918 года об отделении Церкви от государства и школы от Церкви действительно содержал такое положение.

"Однако еще в 1990 году этот декрет, как и многие другие декреты СНК, утратил силу. Об этом прямо сказано в законе РСФСР о свободе вероисповедания, который был принят в 1990 году. Жаль, что господин Барщевский пользуется законодательством периода 1980-х, утверждая, что у нас в государстве закреплен принцип отделения школы от Церкви", - сказала К. Чернега.

Она также напомнила, что в ст. 2 закона "Об образовании" и в ст. 4 закона "О свободе совести" провозглашено не отделение школы от Церкви, а светский характер образования в государственных и муниципальных школах.

"Подчеркну, что в Конституции РФ говорится о светскости государства, но о светскости образования не сказано ни слова, то есть в Основном законе нет ни одной нормы, которая бы говорила о светскости образования в государственной школе", - добавила собеседница агентства.

По словам К. Чернеги, правовое содержание светскости образования не раскрыто в законе, и в этих условиях все по-разному трактуют понятие светскости.

"Однако, согласно разъяснениям Минобразования, которые были даны в специальном письме от 4 июля 1999 года, термин "светский" применительно к государственной системе образования не является синонимом слов атеистический, антирелигиозный и должен трактоваться как "нецерковный гражданский".

"Итак, курс "Основы православной культуры" является светским, а не церковным учебным предметом, о чем прямо сказано в документах Минобразования. Речь идет о двух письмах Минобразования, которыми этот курс введен в действие в письме от 22 октября 2002 года и в письме от 13 февраля 2003 года", - отметила юрист Патриархии.

По ее словам, светский характер "Основ православный культуры" проявляется в том, что его преподают не представители религиозных общин, а профессиональные педагоги, имеющие государственные дипломы о педагогическом образовании.

Программа по "Основам православной культуры" рекомендована не Церковью, а Минобразования. Учебно-методическая литература проходит экспертизу в установленном законом порядке, добавила К. Чернега.

При этом она подчеркнула, что М. Барщевский "совершенно безосновательно" ставит знак равенства между "Основами православной культуры" и Законом Божиим.

"Закон Божий - это как раз чисто церковный учебный курс, который, кстати, может преподаваться не только за рамками светской школы, то есть в воскресных, церковно-приходских школах, но и в государственной школе священниками и другими представителями религиозных общин, не имеющими дипломов о педагогическом образовании. Однако за рамками школьной программы. И об этом прямо сказано в статье 5 закона "О свободе совести", о содержании которой Барщевский либо не знает, либо умалчивает", - заявила К. Чернега.