Мусульмане отмечают главный праздник года
© РИА Новости / Михаил Воскресенский
Мусульмане отмечают главный праздник года
 
 
 
Мусульмане отмечают главный праздник года
© РИА Новости / Михаил Воскресенский

Последователи ислама во всем мире начали в четверг отмечать праздник жертвоприношения - "Этот праздник, знаменующий окончание хаджа - паломничества мусульман к древним святыням, служит сближению людей, приобщает их к многовековым религиозным, духовным, историческим традициям предков", - говорится, в частности, в поздравлении президента, текст которого со ссылкой на пресс-службу Кремля цитирует ТАСС.

"Отрадно, что жизнь мусульманской общины России активно развивается, наполняется значимыми инициативами в сфере культуры и просвещения, благотворительности и воспитания подрастающего поколения, - подчеркивает Путин. - Возводятся новые мечети, медресе, совершенствуется система религиозного образования. Отмечу, что в нынешнем году тысячи последователей ислама будут встречать Курбан-байрам в Московской соборной мечети, которая сегодня обретает второе рождение".

Премьер-министр России Дмитрий Медведев также направил поздравоение руководителям Духовных управлений мусульман России. Как сообщается на сайте правительства, он отметил вклад духовных лидеров мусульман в сохранение и укрепление гражданского мира и согласия.

"Курбан-байрам, который является одним из самых почитаемых мусульманских праздников, олицетворяет высокие нравственные идеалы ислама: милосердие, взаимоуважение, заботу о нуждающихся. Этот праздник помогает верующим стать лучше, добрее, обращает их к светлым помыслам и поступкам", - говорится в послании премьера, которое цитирует ТАСС.

"Возрождение традиций ислама обогащает многонациональную культуру нашей страны, служит продвижению межконфессионального и межэтнического диалога. Мусульманская умма России всегда активно участвовала в развитии российского государства, в общественной жизни страны, и сегодня лучшие ее представители, в первую очередь руководители духовных управлений мусульман, немало делают для сохранения и укрепления гражданского мира и согласия", - подчеркивает Медведев.

Праздничные намазы совершаются во всех мечетях столицы, а также в нескольких местах, выделенных московским правительством: в павильоне парка "Сокольники", возле физкультурно-оздоровительного комплекса "Изумрудный" на Южнобутовской улице, на Южном речном вокзале. В Подмосковье торжества состоятся на более чем 30 площадках, сообщает "Интерфакс". Как отмечается в корреспонденции ТАСС, намаз продолжается в течение часа, но начался на разных площадках в разное время: с 6.30 до 9.00.

Увеличение площади соборной мечети после реконструкции в 20 раз тем не менее не лишает верующих необходимости совершать намазы в дни праздников на улице. Как сообщил ТАСС председатель Совета муфтиев России (СМР) Равиль Гайнутдин, в Москве проживает порядка 2 млн мусульман и на молитву собирается только десятая часть, которую, однако, все равно не вмещают имеющиеся в городе мечети. В связи с этим есть планы строительства в ближайшие годы в Москве еще двух мечетей, одна их которых будет рассчитана на 20 тыс. молящихся.

Праздник в Московской соборной мечети

В обновленной Московской соборной мечети верующие начали занимать места в молельных залах с четырех часов утра. Залы быстро заполнялись. Торжества по случаю наступления Курбан-байрама начались с традиционного пресс-подхода главы Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина. Он обратился с приветственным словом к журналистам. В 7:00 муфтий выступил с праздничной проповедью, после которой была совершена молитва, сообщает РИА "Новости".

В своей проповеди Гайнутдин говорил в том числе об обновленной соборной мечети. "Вы, наши дорогие бабушки и дедушки, наши студенты, молодежь, зрелые люди и дети, принесли средства для строительства, выделив их из своих пенсий и стипендий, из семейного бюджета. Вместе с этими деньгами, приобретшими самую высокую стоимость, несмотря ни на какие кризисы, вы вложили сюда частички вашей души", - приводит слова главы СМР "Интерфакс".

Мусульмане, отметил он, в процессе возведения мечети не возлагали бремя затрат ни на федеральные власти, ни на бюджет Москвы. "Вместе мы сила, мы едины, мы будем строить и созидать, мы будем укреплять духовность и сохранять свои души и помыслы в чистоте", - сказал муфтий.

В реализацию проекта реконструкции мечети, который обошелся в 170 млн долларов, особую помощь оказали президент Турции Реджеп Эрдоган и российский бизнесмен Сулейман Керимов, отметил Гайнутдин.

Муфтий также призвал умму молиться о послании мира Сирии, Ираку, Ливии и другим странам, где проливается кровь. "Наша религия - религия - мера, призывающая к миру, призывающая быть уважительными к другим народам, - приводит слова Гайнутдина ТАСС. "Мы никогда не примем те идеологические направления, которые зомбируют нашу молодежь, чтобы они встали на путь тех, кто будет убивать своих единоверцев и разрушать города и исторические культурные памятники", - отметил муфтий, подчеркнув, что умма "должна не только призывать, а и вести борьбу, но не с оружием, а словами пророка".

Проход людей к центральной мечети города в районе станции метро "Проспект Мира" и близлежащих станций "Сухаревская", "Достоевская", "Комсомольская", "Цветной бульвар", "Трубная" и "Рижская" контролируют сотрудники полиции. Кроме того, в районе торжеств находятся волонтеры СМР, владеющие иностранными языками, которые при необходимости помогают верующим, отвечают на возникающие вопросы и помогают сориентироваться.

Общественный порядок в Москве обеспечат около 6 тыс. представителей правоохранительных органов. В городской черте продажа живых жертвенных животных и их забой осуществляться не будут. Верующие, желающие совершить жертвоприношения, могли заранее оформить заказ жертвенного животного на территориях столичных мечетей, сообщает "Интерфакс". Принятый в праздник обряд жертвоприношения жители московского региона смогут совершить в 39 специально отведенных для этого местах. Для жертвы подходят разные животные: верблюды, буйволы, быки или коровы, овцы, козы и бараны. От одной семьи в жертву приносится одно животное. Мясо делят на три части: одну отдают бедным, из второй готовят угощение для родных, соседей, друзей, а третью верующие могут оставить своей семье, отмечает ТАСС.

Муфтий Талгат Таджуддин призвал мусульман к взаимопомощи и милосердию, а ситуацию на Ближнем Востоке назвал "позорным явлением XXI века"

Верховный муфтий России Талгат Таджуддин поздравил всех мусульман страны с отмечаемым сегодня праздником Курбан-байрам. В праздничной проповеди в соборной мечети Уфы "Ляля-Тюльпан" он призвал верующих к взаимопомощи в добрых делах и милосердию, сообщает ТАСС.

"Мир вам, милость Всевышнего Аллаха, его благости в этом и вечном мирах, - сказал председатель центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ РФ). - Да будет благословен этот праздник 1436 года хиджры. Да наступит он во исполнение добрых надежд и чаяний, полный щедрот и благости всемилостивому Создателю, родине нашей, всему миру и роду людскому".

По словам муфтия, принося в жертву барашка, правоверный мусульманин должен накормить семью, родных, близких, соседей, друзей, бедных и неимущих, сирот и вдов. "Тогда возрадуешься сердцем и душой", - сказал он.

Таджуддин коснулся в проповеди также ситуации на Ближнем Востоке, назвав ее "позорным явлением XXI века".

"Мы благодарны президенту РФ <...> за братскую помощь и мужественное содействие поиску мира, действенному отпору экстремизму и международному терроризму. Всеми силами поддерживаем его решительный шаг в объединении мирового сообщества в этом правом деле - искоренении истоков этих позорных явлений XXI века, сохранении целостности стран, прекращении хаоса в Сирии, где уже жертвами стали сотни тысяч, а в Ираке - почти миллион", - сказал муфтий.

Свидетелем этого "ужаса" стал весь мир, но все знают, "кто сеет ненависть, хаос", отметил Таджуддин. "Сказки и басни о том, что там строят "Исламское государство" или "Всемирный халифат" - это для детского сада. Тысяча богословов этих стран вынесли заключение о неприемлемости деяний этих "строителей" и их "поставщиков" букве и духу Корана, Сунны, традиций и норм жизни. Это является настоящей провокацией, направленной на дискредитацию ислама и мусульман", - подчеркнул верховный муфтий.

Он также призвал мировых лидеров стран осудить уничтожение святынь на Ближнем Востоке. "Есть о чем говорить и решать на предстоящей Генеральной ассамблее ООН. Ведь попрание великих святынь только приближает конец света", - отметил Таджуддин.

Муфтий также осудил двойные стандарты Запада при приеме беженцев с Ближнего Востока.

"Гордыня - это высокомерие, надменность над людьми, пренебрежение и презрение истине. Это так называемый двойной стандарт сегодня во взаимоотношениях людей и, к величайшему сожалению и стыду, даже в международных отношениях целых стран и государств", - сказал Таджуддин.

"Вся старая добрая Европа кипит: откуда сотни тысяч беженцев, зачем эти басурмане сюда бегут, нарушая покой и благополучие цивилизованных и добропорядочных людей? К счастью, есть и немалая часть европейцев, не растративших душу и стыд, которые с добрым сердцем приветствуют беглецов из Сирии, Ирака, Ливии и других стран Ближнего Востока и Африки, уцелевших и не утонувших в Средиземном море", - отметил муфтий.

По его словам, Россия за последний год приняла миллион беженцев из Украины, миллионы мигрантов из стран ближнего зарубежья. "Просила ли Россия помощи и содействия у кого либо? Нет! - подчеркнул Таджуддин. - Как же не принять, если у соседа беда или пожар! Если ты не придешь на помощь, то пожар может сам прийти к тебе".

Праздничное настроение мусульман разделяют в России не все

Между тем не все в России разделяют праздничное настроение мусульман. На форуме "Общение автоклуба" екатеринбургского портала E1 екатеринбуржцы жалуются на то, что отмечающие Курбан-байрам мусульмане заблокировали движение по нескольким главным улицам города, сообщает Znak.com.

На форуме развернулось подкрепленное фотографиями ожесточенное обсуждение проблем, которые создал праздник.

"По Репина лучше не ездить пока… Ну, и на Петрова в [Верхней] Пышме", - сообщил пользователь "xDevice". "Товарищи это…, запарковали все в радиусе 2-х кварталов от мечети на Репина", - подтвердил "Sсhir".

"Я очень толерантна. Была. До сегодняшнего утра. Зачем создавать такие проблемы людям другой веры? Они просто наплевали на нас!" - добавила "grandgoogle", выложив несколько фотоснимков происходившего. "Ещё очень хорошо смотрится, когда по 4 человека тащат по тротуару жилой улицы баранов... Прямо заряд позитива на весь день получаешь", - поднял другую тему "AlexeiD".Впрочем, нашлись и те, кто встал на сторону мусульман. "То есть крестные ходы попов вас вполне устраивали?!" - заметил с иронией "ВDV".

Правда, как отмечает Znak.com, проблемы с движением были непродолжительны. Так, корреспондент портала, проезжавший по улице Репина спустя полчаса после публикации этих сообщений, не заметил никаких пробок и массы мешающего проезду транспорта.

История и традиции праздника

Мифология этого праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом своего сына Исаака в жертву Богу. Однако на место библейского Исаака мусульманская традиция ставит Исмаила, считая его старшим сыном, а Исаак, по мусульманским представлениям, - второй сын Авраама (по-арабски - Ибрахима).

Праздник жертвоприношения является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку, отмечается он в 10-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зу-ль-хиджжа, в период совершения паломничества в Мекку. Конечно, не все мусульмане могут совершить хадж, участвовать в главном празднике мусульман и самому в священном месте принести жертву, поэтому каноны ислама предписывают мусульманам исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где могут оказаться мусульмане. Хотя, как сказано в Коране, "и завершайте хадж и посещение ради Аллаха" (2:192-196).

Во время хаджа мусульмане совершают ряд ритуальных действий, ведущих начало от доисламских времен - обходят Каабу, пребывают в стоянии у подножия гор Мерв и Сафа, побивают камнями истукана - Иблиса, слушают проповеди мекканского имама, пьют воду из священного колодца Земзем и прочее, затем приступают к жертвоприношениям в знак готовности служить Богу. Для принесения жертвы мусульмане специально откармливают выбранное животное, ибо говорится в Коране: "Тучных Мы сделали для вас из отмеченных для Аллаха; для вас в них благо. Поминайте же имя Аллаха над ними, стоящими в ряд. А когда их бока повергнутся, то ешьте их и кормите сдержанного и просящего стыдливо ..."(22:37).

Мусульманин, совершив заклание, не должен скупиться на угощение, необходимо обязательно накормить бедных и голодных. Как говорится в Коране, "...чтобы свидетельствовать о полезном им и поминать имя Аллаха в определенные дни над дарованными животными из скота: ешьте их и накормите несчастного бедняка!"(20:29).

Мусульмане верят, что дорога в рай идет через тонкий, как женский волос, острее лезвия меча и горячего пламени мост Сират над адской пропастью. У входа на мост Сират в Судный день будут находиться животные, принесенные в жертву в Ид аль-адха, на которых хозяева животных будут переправляться в рай, потому хозяин старается так пометить своего барана, чтобы быстрее его найти. Считается, что каждая капля крови, пролитая жертвой, рождает новую гурию в райском саду. Наиболее правоверные и благочестивые мусульмане добровольно постятся 10 дней до наступления праздника жертвоприношения.

Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. Чуть свет мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде необходимо совершить полное омовение, надеть новую и опрятную одежду, по возможности умастить себя благовониями. Перед молитвой есть не рекомендуется.

По окончании утреннего намаза верующие возвращаются домой, а затем по желанию собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху (такбир). Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку (намазгах), где мулла или имам-хатыб произносит проповедь (хутбу). Хутба обычно начинается с прославления Аллаха и его пророка, затем разъясняется происхождение хаджа и значение обряда жертвоприношения. Опытный имам-хатыб часто облекает проповедь в форму рифмованной прозы.

Над священной приготовленной к закланию жертвой священнослужитель мечети - мулла или муэдзин - читает специальную молитву, в которой вспоминается жертвоприношение Ибрахима, а владелец животного или специально нанятый человек в это время перерезает ему горло. Над жертвой любой рядовой мусульманин может произнести краткую формулу: "Бисмиллах, Аллах Акбар", то есть: "Во имя Аллаха, Аллах велик!"

Жертве должно быть не менее года, она должна быть здорова и не иметь никаких недостатков. Считается, что овца или коза могут быть принесены в жертву только от одного человека, а корова, бык или верблюд - от семи человек. Обычно режут барана, козу, корову или быка - двухлеток, жертвенному верблюду, как правило, бывает не менее пяти лет. Обычай допускает принесение жертвы не только за живых, но и за усопших.

Часто шкуры принесенных в жертву животных отдаются в мечеть. Мясо варят и съедают за общей трапезой, на которой может присутствовать любой мусульманин, во главе стола обычно бывает мулла или особо почетные приглашенные. В праздник жертвоприношения следует обязательно отведать разнообразные изысканные мясные блюда, которые готовятся в различных странах в соответствии с местными вкусами, с применением различных специй; большое внимание уделяется праздничному оформлению стола, а также приготовлению многочисленных сладостей.

Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.