После того как правительство РФ вернуло Русской православной церкви в безвозмездное бессрочное пользование здания архитектурного ансамбля Новодевичьего монастыря, РПЦ заявила, что готова отвечать не только за переданные стены, но и за сохранность всех музейных ценностей, которые Церкви переданы не были, а остались в ведении Государственного исторического музея.
"Церковь обладает многолетним опытом в области сохранения произведений религиозного искусства и при современном уровне развития технологий консервирования и реставрации способна взять на себя ответственность за все, что ей передается. Свидетельством тому - многие и многие современные храмы и монастыри", - говорится в открытом обращении представителей Церкви, которое цитирует портал "Интерфакс-Религия".
Этот документ подписали глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда, ответственный секретарь патриаршего Совета по культуре, наместник Сретенского монастыря Москвы архимандрит Тихон (Шевкунов).
Авторы обращения заявили, что аргументы музейщиков против принятия законопроекта о передаче имущества религиозного назначения "в ряде случаев вызывают серьезные возражения". "Утверждается, что ни один православный храм России сам по себе не способен обеспечить правильное хранение древних икон и фресок, а также то, что в церковном обиходе древние иконы ранее не сберегались. Невольно возникает вопрос: если все обстояло так, то каким же образом огромное количество старинных икон, входящих ныне в музейные собрания, сохранилось до XX века?" - сказано в обращении.
Работники музеев в обращении президенту России утверждали, что икона в музее "не только оберегается от гибели, но и получает вторую жизнь через научную реставрацию", в противовес "церковному поновлению". Со своей стороны в Церкви заявили, что случаи подобного безграмотного "поновления", если и случались ранее, то крайне редко, и "за любые непродуманные действия священникам, ответственным за сохранность икон, неизбежно придется держать ответ перед церковным священноначалием".
"Сам факт нахождения древней иконы в храме не означает невозможности - если необходимо - научной реставрации такого образа", - сказано в документе. По словам его авторов, Церковь "давно и активно сотрудничает с профессиональными реставраторами, а также занимается подготовкой будущих реставраторов в своих учебных заведениях".
Представители Московского патриархата отметили, что пребывание икон, подобно другим экспонатам, в музейных запасниках, на полках и стеллажах "противоречит самому замыслу их создателей". Они не согласились с тем, что икона как культурная ценность общедоступна лишь в музее, тогда как в храме ее могут видеть только верующие.
"Нет никаких ограничений на посещение храмов Русской православной церкви представителями других религий и конфессий или неверующими людьми", - заявили авторы обращения, добавив, что многие иконы находятся в запасниках музеев, "где их годами могут наблюдать только избранные специалисты". "Вы выражаете надежду на то, что в начале третьего тысячелетия утрата древних памятников не должна повториться. Русская православная церковь целиком разделяет эту надежду и для воплощения ее в жизнь готова к широкому сотрудничеству с музейным сообществом России, которое в нашей Церкви пользуется заслуженным уважением благодаря огромному вкладу музеев в сохранение общего культурного наследия", - сказано в обращении.