Православные верующие отмечают последний день Страстной недели - Великую Субботу. Сегодня в православных храмах ведется приготовление к ночному праздничному богослужению. Во всей атмосфере чувствуется предощущение грядущей радости от светлой вести, котору
www.pravmir.ru
Православные верующие отмечают последний день Страстной недели - Великую Субботу. Сегодня в православных храмах ведется приготовление к ночному праздничному богослужению. Во всей атмосфере чувствуется предощущение грядущей радости от светлой вести, котору
 
 
 
Православные верующие отмечают последний день Страстной недели - Великую Субботу. Сегодня в православных храмах ведется приготовление к ночному праздничному богослужению. Во всей атмосфере чувствуется предощущение грядущей радости от светлой вести, котору
www.pravmir.ru

Сегодня, 26 апреля, православные верующие отмечают последний день Страстной седмицы (недели) - Великую Субботу - торжественный, исполненный радостного ожидания день, который предшествует Пасхе.

Церковь вспоминает пребывание во гробе тела Иисуса Христа, распятого и умершего накануне на Кресте.

По преданию, в Субботу, когда ученики Иисуса скорбели о постигшем их горе и своей великой утрате, еще не явившийся в земном мире Спаситель сошел в ад, где ожидая Его пришествия, томились души всех умерших, даже ветхозаветных праведников. Христос, прошедший через Крестные страдания, освободил души праведных и в Великую Субботу извел их из ада. Этому событию посвящены сюжеты многих русских икон, именуемых "Воскресение - Сошествие во ад".

Главное праздничное богослужение в Москве начнется примерно за полчаса до полуночи в храме Христа Спасителя, где Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит крестный ход, пасхальную заутреню и Божественную литургию, сообщает "Интерфакс".

На Великую Субботу по традиции принято освящать куличи, пасхи из творога и крашеные яйца. К православным храмам с утра потекли нескончаемые потоки прихожан, которые не остановятся до позднего вечера. В церковных дворах установлены столы. Мимо них проходит священник, окропляющий пасхальные яства, а заодно и прихожан святой водой. У священников сегодня много работы.

Обычай дарить на Пасху крашеные яйца ведет свое начало со времен императора Тиберия, которому Мария Магдалина, придя в Рим для проповеди Евангелия, поднесла первое пасхальное яйцо со словами "Христос Воскресе!". По преданию, император не поверил ей, воскликнув: "Это так же невероятно, как если бы это яйцо вдруг стало красным", после чего яйцо покраснело.

Сегодня в православных храмах ведется приготовление к ночному праздничному богослужению. Во всей атмосфере чувствуется предощущение грядущей радости от светлой вести, которую предстоит услышать верующим сегодня в полночь. В храмах наводится чистота, скорбные черные покровы, обрамляющие иконы, постепенно заменяются на праздничные, готовятся красные пасхальные свечи, с которыми прихожане пойдут на крестный ход. Над Царскими вратами появляется надпись "Христос воскресе!"

В старой Москве на патриаршей пасхальной службе обязательно присутствовал царь, после чего главе государства полагалось навещать больницы, богадельни и тюрьмы. В деревнях на Пасху крестьяне ходили со священником в поля благословлять урожай и обливались весенней водой, веря, что она обладает чудодейственной силой.

В храме Воскресения Христова в Иерусалиме в пасхальную ночь зажигается священный благодатный огонь, искры которого появляются в полночь на Гробе Господнем. Чтобы их собрать, в алтарь храма входит Иерусалимский Патриарх, которого перед этим тщательно обыскивают, дабы убедиться, что он не имеет при себе спичек, кремня или других вещей, при помощи которых можно добыть огонь.

После схождения благодатного огня Иерусалимский Патриарх выходит к сотням верующих, которые ожидают его у Гроба Господня, и делится с ними священным огнем, который в первые две-три минуты не обжигает ни лица, ни волос, и люди специально как бы "умываются" этим пламенем.

Примечательно, что такое необъяснимое наукой явление, как возжигание благодатного огня, происходит только на православную Пасху. Более того, искры пламени на Гробе Господнем появляются лишь в том случае, если их придет собрать православный архиерей. Рассказывают, что однажды, еще в средние века, благодатный огонь у Гроба ожидали представители Армянской апостольской церкви, но не увидели ни одной искры, а священное пламя вырвалось прямо из той стены, где в это время находился Иерусалимский Патриарх.

Восточные христиане убеждены, что чудо благодатного огня убедительно свидетельствует об истинности православной веры, тем более что за всю историю Церкви не было ни одной Пасхи, когда бы на Гробе Господнем не появился священный огонь. Само же нисхождение огня, считают верующие люди, опровергает любые атеистические взгляды.