Религиозные лидеры считают, что театр может быть делом богоугодным
Архив NEWSru.com
Религиозные лидеры считают, что театр может быть делом богоугодным
 
 
 
Религиозные лидеры считают, что театр может быть делом богоугодным
Архив NEWSru.com

Международный день театра – хороший повод выяснить отношения религии с Мельпоменой. Были времена, когда духовные пастыри осыпали лицедействующих на подмостках актеров проклятьями, обещая им за их искусство вечные муки в аду. При этом, правда, лицедействующим политикам и священникам своей конфессии они услужливо обещали райскую жизнь.

С другой стороны, то же христианство использовало театр для проповеди библейских истин. Всякий, соприкоснувшийся с историей европейской сцены театрал, знает о существовании так называемого "школьного театра", в котором участвовали бурсаки, разыгрывающие поучительные пьесы на библейские сюжеты.

Что касается Востока, то там театр вырос из религиозного ритуального танца, родоначальником которого по преданию является полубог Шива. Впрочем, античная трагедия также имела дело с героями неземного происхождения. И как бы мы не относились к языческим верованиям древних греков, они ведь тоже принадлежат к сфере религии.

Не мыслимы без религиозных тем, сюжетов, аллюзий и современные драматургия и театр. Только в нынешнем московском театральном сезоне как минимум два из десятка признанных критикой лучшими спектаклей имеют отношение к вопросам веры и безверия – "Господа Головлевы" во МХТ имени А.Чехова и "Нелепая поэмка" в ТЮЗе.

В канун празднования Дня театра, который отмечают 27 марта, представители пяти мировых религий ответили корреспонденту сайта "Мир религий" на следующие вопросы: является ли театр делом богоугодным или лицедейство – бесовское занятие? Можно ли использовать театр в проповеди божественных истин?

Охотно говоря о театре как таковом, религиозные деятели, правда, не смогли оценить состояние современной российской сцены. Поэтому на вопрос о том, способствует ли она примирению человека с Богом, или же наоборот, лишь увеличивает пропасть между Творцом и его созданиями, должны ответить не чуждые духовным поискам профессиональные критики.

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Всеволод Чаплин: проповедь слова Божьего, проповедь христианских нравственных ценностей возможна и при помощи театральных средств

В свое время театр осуждался Церковью, поскольку он был неразрывно связан с языческой религией древнего мира. С тех пор театр прошел очень большой путь развития. Конечно, есть спектакли – и таких, может быть, большинство, – которые развивают человеческие страсти и пропагандируют грех. Но в театральном мире есть и хорошее и плохое, есть греховное и возводящее людей к святости. Великая русская драматургия в основе своей имеет христианский дух. Да и на современном Западе много театральных коллективов, драматургов, режиссеров, которые исповедуют христианскую веру.

В России же сегодня есть такие явления, как духовный театр "Глас", другие театральные коллективы, которые проповедуют христианские ценности, даже если не говорят об этом прямо. Поэтому, я считаю, что проповедь слова Божьего, проповедь христианских нравственных ценностей при помощи театральных средств возможна.

Сам я не театрал, больше люблю классическую музыку, тем не менее, за последнее время посмотрел немало постановок, которые оставили добрый след в душе.

Генеральный секретарь Конференции католических епископов России Игорь Ковалевский: Церковь же в целом позитивно относится к искусству, однако оно, в том числе и театр, должно способствовать духовному развитию человека

В истории Церкви среди ее представителей были разные мнения относительно театра и его роли в культуре. Однако необходимо отметить, что это были частные точки зрения тех или иных отцов Церкви, богословов и церковных деятелей. Они не выражали официальную позицию Церкви как таковой. Церковь же в целом позитивно относится к искусству, однако, оно, в том числе и театр, должно способствовать духовному развитию человека. И если театр исполняет такую функцию, то Церковь относится к нему позитивно. Кроме того, театральные средства могут быть использованы в проповеди Евангелия. В частности, католическая Церковь обращается к помощи театрального искусства, все знают те же рождественские вертепы, колядки. Они являются элементами различных национальных культур, связанных с христианством. Театр обладает особым эмоциональным воздействием на зрителя и важно, чтобы он способствовал обогащению человека. Мне трудно судить, насколько современный российский драматический театр выполняет эту функцию духовного обогащения людей, я больше люблю музыкальный театр. Российский же музыкальный театр мне очень нравится.

Председатель Российского Объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятники) Сергей Ряховский: современная Церковь использует уникальную театральную площадку для того, чтобы донести до людей вечные ценности

Я считаю что театр, это один из методов проповеди. Издревле очень многие постановки основывались на библейских сюжетах. Затем театры стали поднимать очень актуальные проблемы, так что искусство сцены может доносить до людей определенные ценности, помогать им в решении многих насущных проблем. То есть, театр, говоря о нерешенных политических, социальных проблемах, является неким институтом жизни. Конечно, есть такие коллективы, которые используют подмостки для проповеди античеловеческих ценностей, несут безнравственность. Но к счастью, таких немного.

Современная же Церковь использует уникальную театральную площадку для того, чтобы донести до людей вечные ценности. При многих евангельских церквях России существуют полупрофессиональные, а иногда и профессиональные театры. В них играют не только евангельские верующие, но и православнее, мусульмане, иудеи. Думаю, что театр, это та сфера культуры, которая сегодня особенно востребована.

Заведующий отделом науки Духовного управления мусульман Европейской части РоссииФарид Асадуллин: мусульманам не чужды любые формы сценического искусства. Например, в балете, как и среди современных драматических артистов, есть много этнических мусульман

Что касается российских мусульман, то те запреты, которые существовали на любое представление, на любое лицедейство, были отменены еще в советское время. В шестидесятые годы были изданы соответствующие фетвы, согласно которым посещение мусульманами театров, при условии, что там ставятся пьесы нравственного, назидательного характера, приветствовалось и приветствуется и поныне. Относительно же представлений другого рода, которые не несут нравственный заряд, а наоборот, заставляют мусульманина и любого верующего человека забыть о своем долге, то они, безусловно, входят в категорию запретных.

Мусульманам не чужды любые формы сценического искусства. Например, в балете, как и среди современных драматических артистов, есть много этнических мусульман. Можно назвать покойного Рудольфа Нуриева, сейчас в Англии выступает Мухаммадиев, российские зрители знают Чулпан Хаматову и Ренату Литвинову, этническую татарку. Все это говорит о том, что мусульмане не только являются зрителями, но и участвуют в современном театральном процессе.

В мусульманской культурной традиции в восемнадцатом, девятнадцатом веках были распространены кукольные представления, которые можно рассматривать как результат влияния Османской эпохи. В этих спектаклях проводилась четкая грань между протагонистом и антагонистом, и сами постановки были довольно наивными. Сегодня эти кукольные спектакли можно встретить, например, в Дамаске, Каире, Багдаде.

Что касается современного театра, то наш муфтий Равиль Гайнутдин и многие члены общины посещали спектакли гастролирующего в Москве Татарского театра имени Галиаскара Камала. Более того, труппа театра была принята в московской соборной мечети.

Главный раввин России Адольф Шаевич: театр должен оставлять в человеческой душе что-то светлое, заставлять зрителя размышлять, воспитывать в нем желание постоянно себя исправлять, усовершенствовать

С тех времен, когда те или иные религии осуждали театр и актеров, отношение к искусству изменилось. Поэтому сегодня театр религиями не возбраняется, искусство это процветает по всему миру, в том числе и в Израиле.

Что касается иудаизма, то в нашей традиции каких-то религиозных театральных форм не существовало. Еврейские национальные театры появились уже после революции. Для того, чтобы приблизить человека к Богу, существуют синагоги, церкви, мечети. Театр не может подменить эти институты. Если же театр способствует духовному развитию человека, то это всегда поощряется религиями. Если же он не очень заботится о душе, то это, конечно, не богоугодное дело.

Я не специалист в сфере театра, но мне кажется, что современный театр очень сильно отстает от классики, которая воспитывала зрителя, давал ему пищу для размышлений. На мой взгляд, сегодня таких спектаклей очень мало. Крайне важно, чтобы театры обращались к классике, искали пьесы, которые говорят о вечном и таким образом воспитывали зрителя. Театр должен оставлять в человеческой душе что-то светлое, заставлять зрителя размышлять, воспитывать в нем желание постоянно себя исправлять, усовершенствовать.

Постоянный представитель Буддийской традиционной Сангхи России в Москве Санжай-лама: в основе буддистских мистерий лежат религиозные истории и разыгрываются они религиозными людьми

Театр – неотъемлемая часть культуры любого народа и это древнейшее искусство, конечно же, имеет право на существование. В буддийской культурной традиции, например, есть мистерии Чам, которые являются своеобразными ритуальными представлениями. В основе их сюжетов лежат религиозные истории, при их исполнении используются маски, пантомима, танец. Ко всему же мистерии Чам исполняют религиозные люди.

Президент Центра обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР) Бхакти Вигьяна Госвами: театр может очистить сердце человека, потому что по силе эмоционального воздействия, он, пожалуй, является одним из самых могущественных видов искусства

С точки зрения философии "Бхагавад Гиты" качество деятельности и ее последствия определяются не столько деятельностью как таковой, сколько мотивами, которыми руководствуется человек. Если мотивы человека чисты, если он играет на сцене, посвящая свои эмоции и мысли Богу, то эта деятельность будет приближать его к Богу. В противном случае, профессия актера ничуть не лучше и ничуть ни хуже любой другой. Важно не то, что мы делаем, а то, как и ради чего мы делаем, кому посвящаем плоды своего труда.

Есть люди, которые рождены быть актерами, и в этом нет ничего заведомо дурного. "Бхагавад Гита" говорит, что человек должен исполнять свои обязанности, которые соответствуют его природе. Если человек занимается своим делом в соответствии со своим призванием, то это, безусловно, благо и для него и для всех остальных. Если же человек, занимаясь своим делом, посвящает свой труд Богу, то это благо увеличивается во стократ.

Индия, являясь страной с древнейшей культурой, имеет также и самые древние театральные традиции. И как вся индийская культура театр там был пронизан идеями служения Богу, идеями существования духовной реальности. Весь театральный мир сегодня знает, например, о традиции театра Катхакали, актеры которого разыгрывают сюжеты из священных книг, рассказывают миру великую "Рамаяну". Так что было бы странным утверждать, что театр не может быть духовным, не может приближать нас к Господу.

Мы знаем также, что первые мистерии в Древней Греции, из которых родился современный европейский театр, также имели религиозный характер. Эти мистерии являлись религиозным действом, которое воспроизводило некие мифические сюжеты, поэтому, конечно же, театр может и должен служить Богу. Театр может очистить сердце человека, потому что по силе эмоционального воздействия, он, пожалуй, является одним из самых могущественных видов искусства. Само слово катарсис имеет театральное происхождение. Переживая чужую трагедию, которую человек видит на сцене, он очищается в процессе сопереживания героям.

Я не могу, к сожалению, считать себя знатоком современной театральной культуры, но если говорить о традициях российского театра, то они, безусловно, заставляли гениальных актеров и режиссеров служить высокой цели очищения людей. И я уверен, что сейчас тоже есть актеры и режиссеры, которые делают это на современной российской сцене.