Анафема журналисту газеты "Псковский рубеж" Олегу Дементьеву, которую провозгласила местная епархия Русской православной церкви, не вступит в силу до тех пор, пока этот вопрос не будет рассмотрен Патриархом Кириллом.
"Согласно действующему церковному законодательству, подобные решения вступают в силу лишь при условии их утверждения Патриархом. Патриаршего решения еще не было, в настоящий момент вопрос находится на рассмотрении. Так что я не стал бы опережать события", - заявил сегодня порталу "Интерфакс-Религия" глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда. При этом он напомнил, что от Церкви может быть отлучен только тот, кто является ее членом.
"Насколько мне известно, данных о принадлежности господина Дементьева к Православной церкви нет. Сам он говорит о себе как об атеисте. Кроме того, пункт XV.3 "Основ социальной концепции" Русской церкви, регламентирующий разрешение спорных вопросов между церковными структурами и журналистами, предполагает, что анафеме должен предшествовать целый ряд действий, в том числе как минимум одна обязательная попытка вступить в переговоры", - заметил В. Легойда.
Он выразил надежду на то, что "в различных сложных ситуациях представители Церкви будут всегда открыто, внимательно и дипломатично подходить к диалогу с представителями СМИ, что в свою очередь позволит избегать перегибов и искажения фактов в прессе".
Комментируя сами статьи О. Дементьева (одна из них называется "Осиное гнездо" под золотыми куполами"), вызвавшие негодование Псковской епархии и ставшие причиной анафемы, В. Легойда отметил, что факты, изложенные в этих публикациях, "в судебном порядке признаны не соответствующими действительности и порочащими репутацию Спасо-Елеазаровского монастыря и монашествующих, поэтому негативная реакция на данные публикации, равно как и само обращение представителей епархии в суд, являются вполне понятными и оправданными".
В середине августа епархиальный совет Псковской епархии принял решение отлучить журналиста О. Дементьева от Церкви. Это решение было принято "в связи с непрекращающейся гнусной клеветой и сатанинской ложью в адрес насельниц Спасо-Елеазаровского монастыря и, в частности, игумении Елисаветы (Беляевой)", сообщалось на сайте епархии.
"Попирая своей мерзкой грязью честь и достоинство граждан нашей страны, того общества, которому сам принадлежит, своей скверной клеветой Олег Дементьев дерзнул запятнать добрую память наших предков, монашествующих Спасо-Елеазаровского монастыря дореволюционного периода", - говорилось в сообщении.
Известие о предании журналиста анафеме вызвало широкую дискуссию на страницах СМИ и интернет-изданий.
Между тем, как сообщил несколько дней назад ИА REGNUM сам Олег Дементьев, за день до предания его анафеме он обратился с письмом к губернатору Псковской области Андрею Турчаку и президенту Дмитрию Медведеву. В письме он рассказывает об "обстоятельствах, связанных с коррупционной деятельностью представителей Псковской епархии Русской православной церкви в лице настоятельницы Епархиального Спасо-Елизаровского женского монастыря игумении Елисаветы (Беляевой Татьяны Ивановны)", которые он обнаружил во время журналистского расследования. В частности, о том, что "запугивая местных жителей целого ряда соседних с монастырём деревень, Беляева Т.И. приобретала земельные участки и дома, которые в большинстве своем ей дарились по принуждению или покупались за чисто символическую цену. Лично Беляева Т.И. имеет в собственности 14 земельных участков общей площадью свыше 3 гектаров, Спасо-Елизаровский монастырь владеет земельными участками площадью превышающей 21 гектар. Тесно работающая с монастырем бывший руководитель Верхолинской волости Брюзгина Евгения Васильевна имеет в собственности 181,23 гектара земельных участков. При её активном участии создано ЗАО "Верхолино", где она стала руководителем, в котором нет ни одной единицы сельскохозяйственной техники и ни одной головы скота"...
"В настоящий момент игумения Елисавета (Беляева Т.И.) обратилась в Псковское областное собрание депутатов с требованием принять постановление "Границы зон охраны Собора Спасо-Елизаровского монастыря, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон". Согласно такому постановлению в собственность монастыря может перейти недвижимость (земля и дома), только с его разрешения можно будет осуществлять деятельность жителям и дачникам 10 населенных пунктов. В так называемую "охранную зону" попадают речки и озера, леса и лужайки, оздоровительные и детские спортивные лагеря (спортлагерь "Нептун" детско-юношеской школы олимпийского резерва "Барс"), земельные участки местных жителей и дачников. Она охватывает прибрежные земли Псковско-Чудского водоема", - говорится в письме президенту РФ. Вокруг монастыря, по утверждению журналиста, уже начали расти особняки стоимостью в сотни тысяч долларов.
В письме Олег Дементьев сообщает, что сотрудники прокуратуры Псковской области и суд "поверхностно провели проверку изложенных фактов". В частности, он цитирует "Представление об устранении нарушений законодательства о средствах массовой информации" за подписью заместителя прокурора Псковской области Э.Ф. Канаевой. "В нем, в частности, говорилось: "в части высказывания угроз Беляевой Т.И. (игуменьей Елисаветой) в адрес местных жителей подтверждения не нашли", - и следом. - "Так, опрошенные жители д. Елизарово Псковского района пояснили, что Беляева Т.И. (игуменья Елисавета) действительно говорила, что они окажутся на кладбище после того, как они отказались продать ей свои дома...".
"Налицо преступные деяния, за которые предусмотрена уголовная ответственность (угроза убийства или причинение тяжкого вреда здоровью)", - считает Олег Дементьев.
"О "деяниях" игумении Елисаветы поставлены в известность Патриарх, президент РФ, губернатор Псковской области, генеральный прокурор РФ, председатель Счетной палаты РФ. Материалы направлены в Верховный суд. Готовятся к отправке материалы в Международный суд по правам человека в г.Страсбург. Так что последнее слово еще не сказано", - прокомментировал ситуацию Олег Дементьев.
Отметим в заключение, что если анафема журналисту все-таки вступит в силу, то он окажется в серьезной компании таких знаменитых личностей, как Степан Разин, Емельян Пугачев, Иван Мазепа и Лев Толстой. br>
Выдержка из текста "Основ социальной концепции" РПЦ, на которую ссылается В. Легойда:
XV.3. В ходе взаимоотношений Церкви и светских средств массовой информации могут возникать осложнения и даже серьезные конфликты. Проблемы, в частности, бывают порождены неточной или искаженной информацией о церковной жизни, помещением ее в ненадлежащий контекст, смешением личной позиции автора или цитируемого лица с общецерковной позицией. Взаимоотношения Церкви и светских СМИ подчас также омрачаются по вине самих священнослужителей и мирян, например, в случаях неоправданного отказа журналистам в доступе к информации, болезненной реакции на правильную и корректную критику. Подобные вопросы должны разрешаться в духе мирного диалога с целью устранения недоумений и продолжения сотрудничества.
В то же время возникают и более глубокие, принципиальные конфликты между Церковью и светскими СМИ. Это происходит в случае хуления имени Божия, иных проявлений кощунства, систематического сознательного искажения информации о церковной жизни, заведомой клеветы на Церковь и ее служителей. В случае возникновения таких конфликтов высшая церковная власть (по отношению к центральным СМИ) или епархиальный Преосвященный (по отношению к региональным и местным СМИ) могут, по соответствующем предупреждении и после как минимум одной попытки вступить в переговоры, предпринять следующие действия: прекратить взаимоотношения с соответствующим СМИ или журналистом; призвать верующих бойкотировать данное СМИ; обратиться к органам государственной власти для разрешения конфликта; предать каноническим прещениям виновных в греховных деяниях, если они являются православными христианами. Вышеперечисленные действия должны быть документально зафиксированы, о них следует извещать паству и общество в целом.