Профессор Московской духовной академии, известный публицист протодиакон Андрей Кураев предложил запретить судом проведение выставок некоторых отечественных галеристов, в том числе авторов выставки "Запретное искусство 2006" Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева, а также галериста Марата Гельмана. По его мнению, эта мера спасет их от судебного преследования.
Напомним, что прокуратура просит приговорить Самодурова и Ерофеева к трем годам лишения свободы за то, что на выставке "Запретное искусство 2006" в Общественном центре имени Сахарова "демонстрировались произведения, содержащие унизительные и оскорбительные изображения в отношении христианской религии и верующих". В знак солидарности с ними Гельман пообещал повторить выставку, если суд все же вынесет им обвинительный приговор.
В ответ на это обещание протодиакон Андрей Кураев в эфире радио "Свобода" заявил, что "все авангардно-провокативное искусство строится на скандале, поэтому возмущенная реакция является частью инсталляции".
По его мнению, судебный запрет на проведение выставок помог бы галеристам остаться на свободе, а не идти в тюрьму. "Потому что делать из этих экспозиторов неких мучеников как-то очень не хочется. Но в то же время, чтобы не было полной безнаказанности, такое решение суда могло бы восприниматься как некая общественно-моральная оценка того, что произошло", - заявил Кураев.
Он высказался за то, чтобы суд не назначал галеристам реального срока. "Моя личная позиция - по крайней мере, это должен быть не тюремный срок. Физической болью за те или иные действия языка, глаз или кисти наказывать не стоит. Это все равно что пороть людей на площади", - отметил протодиакон.
Его поддерживает и министр культуры России Александр Авдеев, который считает, что "общественная оценка выставки должна быть морально-этической, а не судебной". "Мне лично выставка не нравится, кто-то их ругает более жестко или не подает руки, а кому-то это симпатично", - отметил Авдеев в интервью ИТАР-ТАСС. "По-моему, Самодуров и Ерофеев не перешли "красной черты" закона. Это был неумный эпатаж, и, на мой взгляд, Уголовный кодекс применять нельзя. Такие попытки у нас всегда проваливались, и потом за них было неудобно", - подчеркнул Авдеев.