patriarchia.ru

В праздник Воздвижения Креста Господня, отмечавшийся накануне Церковью, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, находящийся с пастырским визитом в Белоруссии, призвал верующих поклоняться кресту как жертвеннику и символу истинной любви, в которой - спасение.

"Мы поклоняемся кресту не как орудию казни, а как жертвеннику, на котором Божественная жертва были принесена за весь род человеческий по любви Божией",- сказал предстоятель Русской православной церкви после праздничной Божественной литургии в Крестовоздвиженском соборе Евфросиньевского монастыря в древнем белорусском городе Полоцке, сообщает РИА "Новости".

По словам Патриарха, отдать Сына своего ради спасения мира на унижение, пытки, злобу и зависть человеческую, на страшную крестную казнь, добровольно - мог только тот, кто любит мир больше самого себя.

"Бог есть любовь, говорит апостол Павел, и только любовью может быть понята вся тайна Креста Господня",- подчеркнул Патриарх.

"А если Бог есть любовь, то спасение - в любви", - подчеркнул он.

Конечно, добавил глава РПЦ, речь не о той любви, которую показывают по телевизору, не о буйстве человеческих страстей, а той любви, которая "накрепко соединяет людей, через которую один отдает тебя другому, с радостью, потому что любящий всегда готов принести себя в жертву любимому".

Патриарх отметил, что если так строится семья, то это крепкая семья, а если в общественные законы в качестве национального идеала заложена способность отдавать себя другим, высокая нравственность, то это счастливое общество.

"Воспитание людей в любви начинается с того, что в сердце человеческом воспитывается доброта. Всякая злоба - вне Божьего закона. Зло в сердце и вера - несовместимы", - подчеркнул предстоятель РПЦ.

По его словам, нельзя соединиться с Богом, не будучи Ему подобным, поскольку "подобное познается подобным", и "Бог не может быть вместе с тем, кто противоположен Ему".

"Потому и спасение - через крест, а не через человеческую мудрость, политическую силу, организацию общества", - пояснил Патриарх.

Он также предостерег, что "нельзя поклоняться кресту со злобой, с плохими мыслями о людях", и призвал к отвержению раздражения и других негативных эмоций и прощению. Патриарх особо обратился к духовенству с призывом готовиться к проповедям. "Не думайте, что вас слушают люди глупее вас", - подчеркнул он.

На торжествах в Евфросиньевскую обитель в этот воскресный день пришли более двух тысяч жителей Полоцка и паломников из других городов и селений.

Установление праздника связано с событиями IV века, когда святой равноапостольный Константин Великий сделал прежде гонимое римскими императорами христианство государственной религией империи. Вскоре после этого мать Константина - святая равноапостольная царица Елена - отправилась в Иерусалим с целью обрести величайшую святыню христиан - Крест, на котором страдал и умер Спаситель.

Узнать место нахождения крестов, на которых были распяты Иисус Христос и два страдавших вместе с ним разбойника, святая Елена смогла только после долгих поисков. Крестная смерть считалась в евангельские времена величайшим позором, и после свершения казни кресты, как правило, зарывались в землю.

Когда святая Елена обнаружила три креста, то внешне они совершенно не отличались друг от друга. Крест Христа удалось определить по тому, что от святыни сразу же стали происходить чудеса. Недалеко от места раскопок проходила погребальная процессия, и при возложении на умершего Креста Господня мертвец ожил.

Чтобы множество людей, собравшихся к месту обретения святыни, смогли увидеть ее, патриарх Иерусалимский Макарий и другие духовные лица стали высоко поднимать - воздвигать, как говорили раньше, Крест. Отсюда и произошло название праздника.

В этот день в Церкви установлен строгий пост.

После богослужения в Крестовоздвиженском соборе Патриарх осмотрел древнейшую Преображенскую церковь Евфросиньевского монастыря, в которой хранились уникальные фрески XII-го века и крестообразная келья преподобной Евфросиньи Полоцкой.

Трехнефная, шестистолпная, крестово-купольная Преображенская церковь - выдающийся памятник древнего полоцкого зодчества. Этот небольшой, устремленный ввысь храм построен в XII веке, частично перестроен в XIX и в настоящее время реставрируется. Все внутреннее пространство храма украшено фресковой росписью, часть которой сохранилась с XII столетия. Под куполом, возле хоров устроены две небольшие крестообразные келии, в одной из которых молилась преподобная Евфросинья - основательница обители, одна из самых почитаемых святых на Руси. Полоцк впервые упоминается в "Повести временных лет" под 862 годом и является одним из древнейших древнерусских городов. Именно с него началось распространение христианства по землям Белой Руси. В городе также имеется памятный знак, гласящий, что Полоцк также является "географическим центром Европы".

Евфросиниевский женский монастырь Полоцка был основан в 20-х годах XII века. Его судьба неразрывно связана с именем великой белорусской сподвижницы - святой Евфросинии. Ее деятельность была очень разносторонней и плодотворной: преподобная оставила потомкам монастыри, храмы, библиотеки. Непрестанной заботой ее было умиротворение междоусобиц.

Преподобная Евфросиния была дочерью полоцкого князя Георгия и приходилась внучкой Всеславу Второму (строителю Софийского собора Полоцка), правнучкой князю Изяславу Владимировичу и праправнучкой святому равноапостольному князю Владимиру.

Свято-Крестовоздвиженский собор Евфросиниевского монастыря был заложен в 1893 году. Храм возводился по проекту архитектора Коршикова три года и вмещает около полутора тысяч человек. В архитектуре величественного собора преобладает византийско-греческий стиль XIII-XIV веков. Пятиглавый храм имеет внутри четыре столпа, три нефа, снаружи собор украшают декоративные колонны.

Согласно архивным данным, в начале XX века Евфросиниевский монастырь представлял собой процветающую обитель, где жили около 200 насельниц (40 монахинь и более 150 послушниц).

Среди хозяйственных построек имелись конюшня, мельница и даже кирпичный завод, изготавливавший в год до 100 тысяч кирпичей (для собственных потребностей монастыря и на продажу). В монастыре проживали не только монахини и паломники, но даже люди, преступившие нравственные законы, - по решению земского суда Полоцкой консистории.

В канун празднования тысячелетия полоцкой епархии в соборе возобновились богослужения. К 1990 году в Евфросиниевской обители насчитывалось уже более 65 насельниц.

В Витебске Патриарх призвал верующих не допустить богоотступничества

Выступая перед 25-тысячной аудиторией у мемориала Победы на одноименной площади белорусского Витебска, Патриарх призвал каждого присутствующего внутреннее пообещать, что не допустит повторения массового богоотступничества, имевшего место в ХХ столетии.

Предстоятель РПЦ отметил, что у воинских мемориалов традиционно дается присяга. "У нас сейчас есть возможность произнести внутреннюю присягу, сказать, что никогда не должно повториться массовое богоотступничество, отказ от национального самосознания, от великих принципов, на которых строилась мощь нашего Отечества", - сказал Патриарх.

По его словам, необходимо строить жизнь и Отечество, поддерживая нравственные начала и вдохновляясь верой.

Патриарх напомнил, что Витебск - один из древнейших городов Руси. Он был основан святой равноапостольной княгиней Ольгой, которая первой из русской знати приняла христианство в Х веке и, тем самым, способствовала дальнейшей христианизации Руси. Витебск стал центром средневековой учености, в котором усилия людей по устройству своей жизни сочетались с верой и потому сопровождались успехом. В городе было много храмов и монастырей.

"Но Витебск был и свидетелем страшного насилия, агрессии, оккупации", - отметил Патриарх. По его словам, причиной этого был "дьявольский замысел получить выгоду за счет другого народа".

В годы Великой Отечественной войны Витебск превратился в руины, и Патриарх призвал с благодарностью помнить ветеранов и тружеников, которые воссоздали город.

"Была попытка и разрушить основы нашей духовной жизни... и это делали уже не иноземцы, а мы сами", - отметил предстоятель. Но все мечты "создать благополучие на духовных руинах", по его словам, рухнули.

"Замечательная перемена в лице Витебска, которую я сейчас вижу, свидетельствует о начале пути: восстанавливаемые храмы - замечательные ростки новой жизни", - сказал Патриарх.

По его словам, когда в сознании людей - ясные представления о добре и зле, формируемые Церковью, "тогда народ становится очень сильным".

Патриарх также выразил радость возможности почтить память павших в годы Великой Отечественной войны на огромной площади Победы Витебска, именуемой также "площадью Мужества". "Замечательно, что спустя 65 лет преобразилось это место как мемориал нашей славы, Победы",- подчеркнул предстоятель РПЦ.

Глава Витебского облисполкома Александр Косинец, в свою очередь, отметил, что на Витебской земле действует 17 конфессий и между всеми общинами царят мир и взаимопонимание, в том числе благодаря усилиям Русской православной церкви, которая участвует также практически во всех образовательных и культурных программах области. По его словам, 84% населения Витебщины относят себя к православию.

"И мы рады приветствовать нашего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла", - сказал Косинец.

Патриарх возложил венок к памятнику освободителям и погибшим на площади Победы. Священнослужители пропели "Вечную память жизнь свою за веру и Отечество положившим". На патриаршем венке цветами на красном фоне выложен желтый крест.

Площадь Победы в Витебске - одна из самых больших в Европе: ее площадь составляет свыше 72 тысяч квадратных метров, и она может вместить одновременно 250 тысяч человек. Здесь установлены мемориальные плиты с именами героев Советского Союза - освободителей Витебска, а также с названиями воинских формирований, освобождавших город от фашистов. Главный мемориал выполнен в виде трех огромных устремляющихся в небо штыков (трех - поскольку каждый четвертый житель Белоруссии погиб в годы Великой Отечественной войны).