В православные духовные школы Северной столицы назначен новый ректор. Прежний их руководитель архиепископ Тихвинский Константин (Горянов) решением последнего Синода был назначен управляющим Курганской и Шадринской епархии Русской православной церкви, а значит, был вынужден освободить должность ректора Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии.
Как отмечает сегодня портал "Фонтанка.ru", архиепископ Константин, работа которого в должности ректора не обошлась без громких скандалов, 22 октября сдал все дела по семинарии. А уже 25-го октября делегация Санкт-Петербургской епархии РПЦ во главе с секретарем правящего архиерея, митрополита Владимира (Котлярова), протоиереем Сергием Куксевичем встречала на вокзале нового ректора - епископа Гатчинского Амвросия (Ермакова).
Архиепископ Константин в 1990-96 годах был ректором минской духовной семинарии, а ректором Санкт-Петербургской православной духовной академии его назначили 17 июля 1996 г. "Сразу же после назначения на должность ректора начал проводить в жизнь реформы. Срок обучения в Семинарии был увеличен с 4 до 5 лет, и семинария стала высшим духовным учебным заведением. Впервые эта реформа была апробирована в Минской духовной семинарии в 1990-1996 годах. Переход на 5-летнее образование с защитой дипломной работы оказался оправданным и своевременным", - так оценивала работу ректора пресс-служба семинарии.
Между тем обучающимся в стенах духовных учебных заведений покинувший свой пост ректор запомнился многочисленными скандалами. Самый громкий из них, сопряженный с настоящими бунтами в семинарии, пришелся на 2000 год, пишет "Фонтанка.ru".
Тогда епископ Константин принял решение рукоположить в священный сан семинариста, которого ненавидели не только одноклассники, но и подавляющее большинство семинаристов. Они открыто называли его стукачом. "В усердии своем был замечен и привлечен в следующем году на должность дежурного помощника инспектора (этакий сыскарь - ассенизатор). Трепетно исполняя свою роль, не стесняясь никаких средств, N добился того, что на него милостиво воззрели очи владыки - ректора. В ход пошли явно грязные технологии: сдача однокурсников, унижение человеческого достоинства провинившихся, угрозы воспользоваться в личных целях своим положением и т.д.", - так одноклассники описывали будущего отца Игнатия в письме, опубликованном в журнале "Соборность".
Однако ректор не прислушался к мнению учащихся. "Просто при дежурстве N в столовой во время обеда всегда тихо (как на кладбище), а при других помощниках инспектора, их всего четверо, слышны звуки жизни. Руководствуясь этой неотягченной логикой (преподавание которой в семинарии он же, кстати, и отменил) причиной, ректор продолжал гнуть свое", - так описываются в этом письме мотивы епископа Константина.
Во время церемонии хиротонии и произошел "бунт". Чуть ли не все присутствовавшие в церкви громко запели "анаксиос!" (недостоин), вместо положенного по уставу "аксиос!" (достоин). По свидетельству очевидцев, ректор заявил, что он "не Понтий Пилат, чтобы слушать толпу", и продолжил церемонию.
Когда же семинарист стал отцом Игнатием, последовали и оргвыводы - почти половина семинаристов была отлучена от причастия. Им пригрозили, что если они не покаются, то даже на Пасху не смогут причаститься. Один из преподавателей, диакон Александр Мусин, был обвинен в организации бунта и уволен. Мусин был одной из самых ярких личностей в Академии - именно он основал там археологический кабинет и был членом Герольдии при президенте РФ.
Скандал отразился в прессе, студенты даже обратились к Священному Синоду с протестом. Как утверждали газеты, то, что вышло на поверхность, было лишь вершиной айсберга.
Всегда славившиеся своими учеными и духовными традициями, широтой взгляда и научными исследованиями Петербургская академия и семинария при епископе Константине старательно цензурировались. Студенты утверждали, что слышали от своего славящегося любовью к роскоши главного наставника такие определения, как "питерская шпана", и намного более жесткие.
На следующий после громкого скандала год митрополит Владимир подписал указ о смещении с должности проректора СПбДА по воспитательной работе профессора-протоиерея Георгия Тельписа. Педагог, 40 лет отдавший Духовной академии, был назначен вторым священником в церковь Образа Спаса Нерукотворного в г. Всеволожск (Ленинградская область). Исполняющим обязанности проректора вместо него был назначен 27-летний иеромонах Дамиан (Залетов), которого сами студенты связывали с появлением подслушивающего устройства в одной из комнат общежития — его учащиеся обнаружили в декабре 2000 г. Многие наблюдатели были уверены, что это решение было принято под давлением скандального ректора, боровшегося за единоличную власть. Протоиерей Георгий Тельпис был одним из тех, кто пытался настаивать на соблюдении прав студенчества и традиций Санкт-Петербургских духовных школ, а епископ Константин подозревал его в организации заговора против себя.
Новый ректор довольно молод — он родился 15 июня 1970 года в селе Лужки Железногорского района Курской области в семье рабочих. С 1982 года нес послушания в храмах Курской и Орловской епархий. Окончив школу и отслужив в армии, поступил в Московскую Духовную семинарию.
7 апреля 1994 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры пострижен в монашество с именем Амвросий, в честь преподобного Амвросия Оптинского (день тезоименитства 23 октября по н.ст.). Далее карьера отца Амвросия развивалась поступательно — и, в конце концов, решением Священного Синода от 6 октября 2008 года он был назначен епископом Гатчинским, викарием Санкт-Петербургской епархии, ректором петербургских духовных школ.
Отметим только, что в 2003 году священник прошел обучение в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по программе "Основы государственно-церковных отношений".