Рай и ад возникают в человеческих душах, становясь категориями уже земной жизни, и современная европейская цивилизация, забывая Бога, сегодня снова рискует скатиться к ужасам фашизма, заявил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на встрече с молодежью, состоявшейся накануне в Витебске, в последний день его пребывания в Белоруссии, сообщает РИА "Новости".
Свое выступление перед многотысячной студенческой аудиторией предстоятель Русской православной церкви построил на высказывании известного физика и философа Блеза Паскаля: "Между нами и адом, между нами и небом - только жизнь - самая хрупкая вещь на свете".
"Ад и рай - не являются наказанием за грехи или поощрением праведной жизни. Рай и ад - это категории нашей жизни", - сказал Патриарх.
По его словам, и рай, и ад "возникают в наших душах", - в наших отношениях. "И если мы способны здесь исключить из своей души ад... быть внутренне сильными, духовными, хранящими голос совести - тогда здесь наступает рай", - отметил глава РПЦ.
Этот рай, пояснил он, познается в любви, в соприкосновении с прекрасным, в творчестве, в энергии жизни. br>
Нравственность и религия
Религия, по словам Патриарха, выполняет важнейшую функцию, помогая людям "интеллектуально контролировать свое нравственное состояние". "Религия переводит язык совести в конкретные, культурные, рациональные категории", - добавил предстоятель. И через это, по его словам, Божественный закон входит в правовую систему общества.
"Не убий, не укради, не прелюбодействуй - это уже рациональные категории", - отметил Кирилл.
Он вспомнил о законах фашистской Германии и апартеиде в Южной Африке, охарактеризовав их как "попытки создания законов и режимов, оторванных от нравственности".
Патриарх убежден, что нельзя создавать нравственные законы, отрицая или забывая "законодателя" - того, кто наполнял силой голос пророков". Пример таких нежизнеспособных законов, по его словам, "проповедь марксизма", напоминавшая этическую проповедь Евангелия, но без Бога.
Еще одним страшным примером, отметил Патриарх, стали слова Ницше: "Бог умер. Да здравствует сверхчеловек". По словам Патриарха, опираясь на эти слова, фашисты перенесли учения об эволюции видов и естественном отборе на социум. В результате была узаконена возможность уничтожать более слабых во имя расчищения жизненного пространства для других.
"Если нет ни Бога, ни рая, ни ада, почему не пойти по такому пути, кто вводит ограничения? Их нет", - констатировал предстоятель Церкви. br>
Ошибка Европы
Патриарх подверг критике современную европейскую систему ценностей за отказ от христианских корней.
"Есть огромная ошибка и огромная опасность в современном развитии Европы. Этот набор истин, выросших из христианского закона (свободы и права человека), отрывается от религиозных корней. Опять "законодатель" не нужен", - сказал Патриарх.
"На наших глазах есть попытка повторить, еще раз наступить на те же грабли", - отметил он.
По его словам, современный европейский подход к трактовке свобод и прав человека толкает общество к раскрепощению страстей, "в цивилизацию безумия".
Примерами такого безумия Патриарх назвал уравнивание божественного закона о браке между мужчиной и женщиной с однополыми союзами, а также педофилии, эвтаназии. "Один австралийский философ договорился до того, что аборты можно заменить умерщвлением новорожденных детей, пока у них нет сознания... Одна английская баронесса, философ, предлагает старикам, особенно больным, заканчивать жизнь самоубийством", - сказал Патриарх.
Эти "обескураживающие вещи произрастают", по его словам, из профессорской среды, что делает ситуацию еще более серьезной.
"Сегодня в современном потребительском богатом комфортном обществе выросшие из христианства идеи свободы и прав могут обернуться трагедией для человеческого общежития без сочетания с нравственным чувством", - убежден предстоятель РПЦ. br>
Хрупкость жизни
Обращаясь к молодежи, Патриарх особо отметил, что взгляд молодого человека всегда оптимистичен, потому что молодости свойственно чувство защищенности (родителями, домом), чувство стабильности и прочности. Но не подкрепленные внутренним развитием личности, происходящие лишь от внешних обстоятельств, эти ощущения являются лишь иллюзией.
"Когда человек вырастает и сталкивается с жизненными проблемами, он начинает все переосмысливать, и с возрастом это переосмысление становится более критическим... Заставляет человека более глубоко проникать в суть вещей", - отметил Патриарх.
И одна из главных задач молодого человека, по его словам, - приобретать мудрость, которая есть способность усвоить опыт предыдущих поколений. Именно мудрость, подчеркнул патриарх, "позволяет обрести надежность в хрупкой жизни". br>
"Внутренний человек"
Патриарх признал, что даже в самых благополучных обстоятельствах любая жизнь предполагает драмы и катастрофы. "А чтобы человек смог пройти жизнь, полную смысла, необходим "внутренний человек", от состояния этого "внутреннего человека" зависит то, что мы называем человеческим счастьем", - подчеркнул Патриарх.
Такое внутреннее счастье, добавил он, не способны разрушить внешние обстоятельства. В пример он привел жизнь собственных родителей во время войны, которую они считали "счастливейшим временем", воспоминания ветеранов.
"А у нас электричество отключили, лифт встал, холодильник потек, и уже никакого счастья - ругань в семье... Нет электричества в цепи - цивилизация разрушается", - иронизирует первосвятитель.
Он также осудил оправдание разводов и других семейных конфликтов внешними условиями, такими как недостаток жилой площади.
Человек, резюмировал Патриарх, становится очень слаб, отдавая себя во власть таких вещей, как комфорт, и только формирование "внутреннего человека" способно сделать его счастливым.
Формировать же эту "внутреннюю личность" Патриарх рекомендует через "воспитание разума, воли и чувств".
При этом он понимает волю как "внутренние мышцы" человека. "Человек воспитывается, закаляется всегда через "не могу"... И в самом преодолении трудностей заложена огромная сила, способная поднять человека, сделать его содержательным, сильным, а значит, и благополучным", - подчеркнул предстоятель РПЦ. br>
Положительный герой
Но самое важное, что есть в человеке, по мнению Патриарха, - это "способность отличать добро от зла, нравственное чувство, по сравнению с которым, "все остальное - вторично". "Именно эта способность делает человека человеком... Самая страшная потеря человеческой личности там, где человек перестает отличать добро от зла, начинает служить злу", - отметил глава Русской церкви.
Голос совести напомнил он, "звучит на протяжении всей истории", - "и на протяжении всей истории существует такое понятие, как положительный герой".
"Может быть, опасность нашего времени сейчас, - попытка изменить парадигму положительного героя", - отметил Патриарх. По его словам, этим героем всегда был былинный персонаж, жизнь которого была связана со святостью, а мировые СМИ сегодня навязывают нового героя, главное качество которого - богатство и успешность.
"Но народная душа это не принимает", - сказал Кирилл. А если примет, предостерег он, то народ уже не сможет защитить родину, как это делали наши предки. br>
Идеал современной молодежи
Отвечая на вопрос о том, каким же должен быть современный молодой человек, Патриарх подчеркнул, что он должен быть "способным реализовать себя в современной социальной среде, иметь определенный уровень образования, способность устанавливать коммуникации с другими", - но православный современный молодой человек должен везде оставаться православным.
"Нельзя быть православным дома и переставать быть им в университете, на студенческой вечеринке. Православие - это образ жизни", - считает Патриарх.
Этот образ жизни, по его словам, проявляется, в первую очередь, "в системе мотивации своих поступков своими убеждениями, верой". Немотивированные поступки, добавил Патриарх, - признак дурости, которая не всегда видна сразу.
Предстоятель РПЦ также отметил, что современный православный молодой человек "должен быть нравственным, для него дружба должна быть дружбой, а любовь - любовью", а в браке он не должен "тянуть одеяло на себя". "Когда есть желание отдавать, не по принуждению, а по любви, - тогда семья становится очень крепкой", - заключил Патриарх Кирилл и пожелал молодым людям именно таких отношений.
Патриарх выступал перед молодежью в концертном зале "Витебск", вмещающем более тысячи человек, его встреча с собравшимися в зале транслировалась для молодежной аудитории в летнем амфитеатре города, где насчитывалось около 6 тысяч студентов, еще тысячи следили за выступлением Патриарха на площади Свободы.
Встречи с молодежью стали уже традиционной частью пастырских визитов Патриарха по епархиям Русской православной церкви, отмечает портал "Интерфакс-Религия".
В понедельник вечером глава РПЦ вернулся из Витебска в Москву, завершив четырехдневный пастырский визит в Белоруссию.
Днем ранее Патриарх Кирилл посетил наиболее значимые места Витебска, связанные с памятью жертв нацизма, возложил венки к монументу на городской площади Победы, совершил молебны в храмах города.
Свой визит в Белоруссию Патриарх Кирилл начал с Минска, где 25 сентября встретился с президентом страны Александром Лукашенко, посетил несколько церквей, в том числе строящийся мемориальный храм-памятник в честь Всех Святых. О важности укрепления Союзного государства Патриарх Кирилл говорил во Дворце республики на встрече с общественностью, а о необходимости развивать высшее богословское образование - на встрече со студентами Института теологии при Белорусском госуниверситете.
Предстоятель РПЦ посетил также Полоцкую епархию - древнейшую епархию белорусской земли. На праздник Крестовоздвижения он совершил богослужение в Спасо-Евфросиньевском женском монастыре и поклонился мощам самой известной белорусской святой - преподобной Евфросиньи Полоцкой, напоминает портал "Интерфакс-Религия".