В Москве накануне состоялась XI Международная научная конференция "Икона в русской словесности и культуре". Она была приурочена к 70-летию инициатора и организатора этого форума - филолога, профессора Сегедского университета (Венгрия) Валерия Лепахина
Moscow-Live.ru
В Москве накануне состоялась XI Международная научная конференция "Икона в русской словесности и культуре". Она была приурочена к 70-летию инициатора и организатора этого форума - филолога, профессора Сегедского университета (Венгрия) Валерия Лепахина
 
 
 
В Москве накануне состоялась XI Международная научная конференция "Икона в русской словесности и культуре". Она была приурочена к 70-летию инициатора и организатора этого форума - филолога, профессора Сегедского университета (Венгрия) Валерия Лепахина
Moscow-Live.ru

В Москве накануне состоялась XI Международная научная конференция "Икона в русской словесности и культуре". Она была приурочена к 70-летию инициатора и организатора этого форума - филолога, профессора Сегедского университета (Венгрия) Валерия Лепахина, автора более 20 книг о православной иконе, о русской словесности и культуре. С каждым годом конференция приобретает все большую популярность: около 40 докладов представили на этот раз участники из разных стран и многих городов России. Первый день работы форума прошел в Музее русской иконы, затем участников принимал Дом русского зарубежья им. А. И. Солженицына, сообщает "Благовест-инфо".

Ответственный редактор "Журнала Московской Патриархии" Сергей Чапнин, открывший своим докладом конференцию, напомнил, что инициированная Лепахиным встреча ученых называлась сначала "Иконология и иконичность". Понятие "иконичность", с которым так или иначе соотносилось большинство докладов, не является умозрительной отвлеченностью из числа тех, которые быстро устаревают. По словам Чапнина, теория иконичности дает "методологическую и богословскую основу для трезвого анализа мира, в котором мы живем". Это особенно важно в контексте общей "девальвации смыслов", идеологизации Православной церкви, которая переживает "постимперский надлом", в условиях, когда государственная идеология все чаще апеллирует к понятию "священного" (сакрализация "вечного огня", Крыма как "крещенской купели" и т.д.), отметил Сергей Чапнин.

"То, что делает Валерий Лепахин, его теория иконичности, - это некая альтернатива идеологическому прессу, которому подвергается сейчас христианская традиция", - согласился с первым докладчиком академик Российской академии художеств, известный исследователь христианской культуры Алексей Лидов. Он поздравил юбиляра и выразил надежду, что скоро понятие "иконичность" будут изучать в школах, потому что "трудно представить что-то более важное, живое и подлинное".

Алексей Лидов представил доклад "Райские реки в иеротопии и иконографии византийского храма". На примере интерьера храма св. Софии Константинопольской и других раннехристианских храмов он показал, какой смысл вкладывали зодчие и художники в изображение "райских рек", как эти изображения соотносились с текстами Священного Писания и особенностями богослужения. По словам докладчика, тема "райских рек" "отмирает" в более поздней иконографии, но сегодня у нее есть шансы возродиться.

Этой темой заинтересовался настоятель нового храма во имя Вифлеемских младенцев в Барнауле, доктор искусствоведения священник Георгий Крейдун. На полу этого храма известный мозаичист Александр Корноухов выполнил композицию, изображающую "райские реки", истекающие из Небесного Иерусалима. Автор иконографического замысла этой мозаики Алексей Лидов отметил: "Сбылась моя мечта: теоретические размышления и исторические исследования перешли в область художественной практики".

Инициатор форума в своем докладе представил пример иконичного подхода к словесности. Анализируя пролог к поэме Александра Блока "Возмездие", Валерий Лепахин показал, как поэтическое слово может быть "вербальной иконой". "Начала и концы", рай и ад, призвание художника, природа творчества и т. д. - эти блоковские темы автор доклада раскрывал с точки зрения православного вероучения, подчеркивая отличие "ложного символотворчества" символистов начала ХХ века от подлинного символизма словесной иконы.

Преподаватель Библейско-богословского института имени апостола Андрея Александр Закуренко утверждал, что "в современных методиках филологического анализа понятие иконичности может быть ключевым". Он раскрыл эту мысль в докладе "Проблемы аксиоматики в теории литературы и понятие "иконического".

Другие докладчики анализировали с позиций иконичности произведения словесности Древней Руси, а также сочинения Пушкина, Лермонтова, Глинки, Тургенева. Монография Лепахина "Икона в русской литературе", как было отмечено, воодушевила многих исследователей на размышления о месте и значении иконы в творчестве Одоевского, Лескова, Леонтьева, Дурылина, Булгакова, а позже - Высоцкого, Тарковского и других деятелей русской культуры.

Ряд докладов, прозвучавших на конференции, был посвящен разным аспектам исследований иконичности. Профессор Балтийского федерального университета им. И. Канта (Калининград) Людмила Дорофеева посвятила выступление иконичности в современной агиографии о новомучениках и исповедниках российских, диакон Илья Маслов (Москва) - утрате иконичности как современной форме иконоборчества. Ирина Языкова из Библейско-Богословского института апостола Андрея говорила об иконическом и антииконическом в современной культуре, Кира Цеханская из Института этнологии РАН - об иконе как выразителе социо-религиозного самосознания русских.

Были представлены также исследования, авторы которых анализировали отдельные памятники иконописи с точки зрения особенностей иконографии или традиций их почитания.