Как уже сообщалось, у Российского еврейского конгресса (РЕК) сменился президент. Им стал член Совета Федерации от Республики Чувашия Владимир Слуцкер - в прошлом крупный бизнесмен, известный также как исследователь вопросов иудаизма, автор методического курса "Основы Каббалы" и других произведений богословского характера. Этому событию, посвящено интервью, которое новый лидер РЕК дал НГ-Религии.
Как отмечает газета, до настоящего времени основные еврейские религиозные организации России находились в состоянии затяжного конфликта, обусловленного не только политическими, но и религиозными причинами. Попытка любавических хасидов, входящих в Федерацию еврейских общин России (ФЕОР), взять под свою юрисдикцию все еврейские общины страны вызывает вполне понятный протест со стороны представителей других направлений иудаизма, говорится в предисловии к интервью. Все это так или иначе влияет на жизнь российских евреев. Однако, судя по всему, в ближайшее время ситуация может кардинально измениться, подчеркивает газета.
По словам Владимира Слуцкера, в преодолении противоречий, существующих между российскими еврейскими организациями, он видит одну из главных своих задач на новом посту.
"На сегодняшний момент наличествует не то чтобы конфликтность, а недопонимание и нежелание сотрудничать. Одной из главных наших задач и является преодоление этой конфликтности внутри еврейской диаспоры в России", - заявил президент РЕК.
"Существует только две крупные российские еврейские организации: Федерация еврейских общин России, возглавляемая Главным раввином России Берлом Лазаром, и Российский еврейский конгресс", отметил В. Слуцкер. - Все остальные еврейские организации группируются вокруг них".
"Лично у меня, - подчеркнул собеседник НГ-Религии, - никаких конфликтов с раввином Лазаром нет и быть не может - у нас с ним многолетние товарищеские отношения. Он, как и я, религиозный человек. И хотя я не отношу себя к последователям любавической общины, у меня с ФЕОР никаких конфликтов нет".
"Что касается финансовых и организационных вопросов, то в этой плоскости никакого объединения не планируется. Все, чего я хочу, - это совместное общественное позиционирование всех представителей российской еврейской общины", - отметил новый глава РЕК.
На вопрос газеты о том, не смущает ли его тот факт, что большинство российских евреев нерелигиозны, В. Слуцкер заметил, что десять лет назад и сам был нерелигиозным человеком. Сейчас же его семья, включая родителей, которые когда-то были членами КПСС, с удовольствием встречает шаббат , с благословениями и зажиганием свечей. "Если человек зажигает свечи, берет в руки сидур (молитвенник), то, значит, искорка религиозности в нем жива" - убежден В. Слуцкер.
По его словам, основой существования еврея вообще, основой самоидентификации евреев является Тора. "Другой точки национальной связности у евреев, кроме Торы, не существует", - подчеркивает он.
Тору Владимир Слуцкер называет и источником Кабаллы, исследованию которой он посвятил немало лет.
Его не смущает, что для многих Кабалла является чем-то "загадочным, мистическим, отчасти пугающим". "Страх перед непознанным - отличительная черта невежества", -убежден В. Слуцкер. - Каббала - это неотъемлемая часть иудаизма. Столь же значительная, как и заповеди. Каббала - описание всей структуры мироздания, находящееся в "свернутом" виде внутри иудаизма в целом и в Торе - как в его источнике".
Интерес к древнему мистическому учению, возникший сегодня как на Западе, так и в России В. Слуцкер считает требованием времени. "Человечество развивается по спирали, и каждому ее витку соответствует какой-то набор увлечений, позволяющий накопить определенную сумму знаний для перехода на следующий виток. На том этапе, на котором находимся мы, Каббала нужна, поэтому она вошла в моду", - отмечает он.
При этом его не удивляет, что многие израильские раввины негативно относятся к ее популяризации. "Это вечный спор, - считает В. Слуцкер. "Многие религиозные иудеи очень настороженно относятся к Каббале, они думают, что она непостижима и необязательна по сравнению с исполнением заповедей. Но возможен и другой путь. Я начал изучать Каббалу, будучи нерелигиозным человеком, и через нее пришел к необходимости выполнения заповедей", - подчеркивает он.
По мнению В. Слуцкера, изучение Каббалы способно помочь человеку в жизни. Все события, которые раньше расценивались как удары судьбы, начинают восприниматься учеником Каббалы, как система воздействия на него "высшей управляющей силы, подверженной определенным правилам". "Погружаясь в то, что вы изучаете, вы перестаете быть пассивным субъектом и начинаете сами влиять на систему этих воздействий", - убежден В. Слуцкер.
"С того момента, когда человек начинает воспринимать свою жизнь, как систему общения с Творцом, он сам начинает интерактивно воздействовать на свою судьбу. Человека приводят к намеченной цели не какие-либо религиозные учения, а совпадение внутренних устремлений личности и той Силы, что управляет этим миром", - считает он.
Отвечая на вопрос газеты о том, какую роль может сыграть в религиозной и политической жизни России тот факт, что многие политики и общественные деятели страны в последние годы позиционируют себя как люди, исповедующие ту или иную религию, В. Слуцкер заметил: "С моей точки зрения, Россия должна первая объяснить остальному миру, который раздирают идеологические и межконфессиональные конфликты, что есть общая для всех система духовных и этических ценностей".
По его мнению, в мире сейчас происходит, с одной стороны, "насильственное насаждение так называемой "демократии", а с другой - активизация исламского экстремизма". Последний, убежден В. Слуцкер, "не имеет отношения к религии, а является боевой идеологией терроризма, который тоже пытается навязать всему миру свою точку зрения".
"Таким образом, и с Запада, и с Востока имеется агрессивное проталкивание своей идеологии на чужую территорию. В этой ситуации Россия должна продемонстрировать, что все российские конфессии признают существование единой системы духовных и этических ценностей общей для всех религий", отметил собеседник газеты.
"Творец един, так же, как и совокупность духовных ценностей и этических правил, связывающих человека с ним. Сами же религии являются лишь Его методами донесения этой единой системы до той или иной этнической группы или народа. И если мы провозгласим, что основные религии, существующие в России, признают общность и единство этических и духовных ценностей, то Россию ждет великая судьба", - убежден президент РЕК.