Выбор религиозных предметов в школе осложняют стереотипы, считает Герман Демидов
media.otdelro.ru
Выбор религиозных предметов в школе осложняют стереотипы, считает Герман Демидов
 
 
 
Выбор религиозных предметов в школе осложняют стереотипы, считает Герман Демидов
media.otdelro.ru

Перед наступлением Дня знаний заведующий сектором Основ православной культуры Отдела религиозного образования и катехизации Московского патриархата Герман Демидов рассказал в интервью РИА "Новости" о том, как обстоит дело с преподаванием комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ).

По мнению представителя РПЦ, преподавать основы той или иной религиозной культуры российским школьникам должен ее носитель. Демидов считает также, что, хотя ленинский декрет об отделении школы от Церкви давно отменен, инерция преодоления стереотипов в отношении к Церкви, религиозному образованию и воспитанию в светской школе остается еще достаточно сильной. Эти стереотипы уже давно не имеют оснований в законодательстве, но еще продолжают удерживать крепкие позиции в сфере образования и науки, полагает он.

Как известно, в рамках ОРКСЭ с 1 сентября в абсолютном большинстве российских школ в четвертом классе один час в неделю по выбору семьи школьника ему будет преподаваться один из шести модулей: "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы мировых религиозных культур" или "Основы светской этики".

Позиция РПЦ состоит в том, что недопустимо совмещать преподавание разных конфессиональных предметов. "Педагог религиозной культуры должен быть носителем этой традиции", - сказал Демидов.

В то же время, отметил он, один педагог вполне может преподавать один конфессионально ориентированный предмет (например, "Основы православной культуры") и одновременно неконфессиональные предметы, не требующие конкретной мировоззренческой самоидентификации (например, этику и курс по мировым религиям, религиоведение).

Пока же, по оценкам эксперта, существует проблема "преподавания одним учителем разных предметов или модулей".

"В феврале - мае этого года во всех регионах на курсах повышения квалификации учителей готовили к преподаванию всех предметов... В большинстве школ сейчас учителя будут совмещать преподавание нескольких модулей", - пояснил Демидов.

При этом он не сомневается, что в последующем учителя получат дополнительную профильную подготовку - "в соответствии с тем, что будут преподавать в своей школе". "Ведь здесь важен и выбор самого учителя. Учитель должен также иметь свободу выбора преподавать какую-то религиозную культуру или светскую этику с учетом собственных мировоззренческих позиций и предпочтений", - убежден представитель Церкви.

Отвечая на вопрос об уровне подготовки кадров, Демидов сообщил, что в связи с введением преподавания основ религий во всех школах такая подготовка в регионах, как правило, была ограничена краткими курсами на 72 часа. Хотя в экспериментальных регионах учителя были уже подготовлены лучше, поскольку они готовились где-то второй, где-то третий год.

В новом учебном году подготовка учителей, по информации Демидова, будет продолжаться по всей стране уже по тем предметам, которые они будут преподавать в школах, и курсы предполагаются более длительные, например, по 144 часа. Оптимальной же, по мнению эксперта, является подготовка учителя не менее 400 часов.

Собеседник агентства сообщил также, что, согласно методическим материалам Министерства образования, к разработке и реализации программ подготовки учителей должны привлекаться представители конфессий, но "эта рекомендация пока не везде выполняется".

Что касается учебников, то в Русской православной церкви убеждены, что в школах могут использоваться "только учебники по религиозным культурам, прошедшие конфессиональную экспертизу в соответствующих религиозных организациях". По ОПК в настоящее время это уже прошедший апробацию в рамках эксперимента по преподаванию основ религиозных культур в ряде российских регионов в 2009 - 2011 годах учебник протодиакона Андрея Кураева (издательство "Просвещение") и новый учебник издательства "Дрофа", на котором будет стоять церковный гриф.

Материалы по православию в учебниках "Основы мировых религиозных культур" проверку экспертов РПЦ не проходят. "Религиоведение - взгляд на религию с нерелигиозных позиций. Что там авторы пишут о православии или о других религиях - конфессии регулировать не могут. Когда создавался первый комплект учебников в 2009 году, имелась возможность их перекрестного обсуждения на МКС, но для последующих комплектов и учебников такая процедура не была предусмотрена. Хотя, конечно, она нужна, чтобы и в религиоведческих пособиях не было недостоверной информации", - полагает собеседник РИА "Новости".

Демидов отметил также, что из-за существующих в сознании стереотипов в школах продолжают возникать сложности с выбором родителями учащихся "Основ православной культуры" (ОПК) и других конфессиональных предметов.

"Сейчас в масштабе всей страны повторяется ситуация 2009 года. Тогда также был свободный выбор во многих местах и были соответствующие результаты. Но были и нарушения свободы выбора. Например, в Пензенской области, где никто, даже дети священников, не смогли выбрать изучение православной культуры. Теперь там ситуация в целом нормальная. Но сейчас подобные сложности с выбором конфессиональных модулей возникают, например, в Татарстане, Башкирии, некоторых других регионах и муниципальных образованиях", - сказал Демидов.

По его словам, в этом отношении показательна разница в шесть раз (девять процентов и 57%) в выборе ОПК в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, поскольку этноконфессиональный состав населения этих регионов примерно одинаковый.

Собеседник агентства отметил, что в некоторых школах и регионах религиозные культуры изучаться не будут (будут изучаться только "неконфессиональные модули") вследствие того, что "там не было реального свободного выбора у родителей".

"Печально известный ленинский декрет об отделении школы от Церкви давно отменен, но его инерция преодолевается с трудом... Пути решения проблем - в постепенном, терпеливом преодолении стереотипов в отношении к Церкви, религиозному образованию и воспитанию в светской школе. Эти стереотипы уже давно не имеют оснований в законодательстве, но еще продолжают удерживать крепкие позиции в сфере образования и науки", - пояснил Демидов.

Выборы предмета по религиозной культуре, отметил он, стали "неожиданным тестом, проверкой на взаимное уважение для многих наших сограждан, особенно облеченных властью", и "могут служить объективным показателем реального народовластия, демократии на разных территориях в стране".

Эксперт привел данные Минобрнауки России, полученные в мае этого года, когда, по его словам, "в большинстве школ и регионов выборы уже состоялись": 32% - ОПК, 42% - этика, 21% - религиоведение, 4,25% - исламская культура, 0,6% - культура буддизма и 0,05% - культура иудаизма.

"Данные еще меняются, но в целом по России изучать православную культуру в этом учебном году будет примерно треть четвероклассников... Реальные показатели, когда повсеместно будет обеспечена свобода выбора, должны примерно соотноситься с национально-религиозным самоопределением граждан по социологическим опросам. А это примерно 50-60% православных и 25-30% нерелигиозных, остальные - последователи других религий", - сказал Демидов.

По его словам, ответить на вопрос социолога, что ты православный, легче, чем пойти к директору школы и настоять на своем праве изучения родной культуры. "Хотя многие родители даже и не знали об этом праве. Это экзамен на гражданскую зрелость", - заключил представитель Московского патриархата.