В конце мая в Москве состоялось первое в истории Русской православной церкви заседание Общецерковного суда Московского патриархата.
Положение и состав Общецерковного суда были приняты еще на Архиерейском соборе летом 2008 года. Однако первое заседание суд провел только спустя два года. Председатель суда митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор и еще четверо судей: митрополит Черновицкий и Буковицкий Онуфрий, архиепископ Суздальский и Владимирский Евлогий, архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий и епископ Дмитровский Александр - приняли присягу перед крестом и Евангелием, сообщает "Огонек".
Митрополит Исидор призвал следовать словам Патриарха Кирилла, сказанным в ходе Архиерейского совещания: "Авторитет пастырей и архипастырей ослабляется несправедливыми действиями, а не их исправлением. По долгу Патриаршего служения скажу: произвола в жизни Церкви быть не должно. Никакой личный конфликт не должен приводить к необоснованным репрессиям клирика или, наоборот, личные симпатии - к тому, что нарушитель церковного порядка будет освобождаться от ответственности".
Он также напомнил, что со времени своего создания Общецерковный суд регулярно осуществлял консультативные функции в отношении епархиальных церковных судов.
На первом заседании Общецерковного суда было рассмотрено четыре дела. Ход судебного заседания и материалы дела не разглашаются. Все делопроизводство при подготовке заседания и во время заседания суда осуществляется Управлением делами Московской патриархии. Там пока не смогли сообщить "Огоньку" решения, которые вынесены, поскольку все они должны быть рассмотрены и утверждены Патриархом Кириллом. Известно только, что все четыре дела не касались взаимоотношений служителей Церкви с мирянами, а имели отношение исключительно к деликатным внутренним вопросам. Журналу пообещали сразу же сообщить о вынесенных решениях, как только их утвердит Патриарх.
Протоиерей Владислав Цыпин - председатель историко-правовой комиссии РПЦ, которая несколько лет разрабатывала положение и другие необходимые документы, регламентирующие работу Общецерковного суда, рассказал "Огоньку" о новом в истории РПЦ институте.
Общецерковный суд - это апелляционная инстанция по делам клириков и мирян, лишь для архиереев (высший чин в православной церкви) - это суд первой инстанции. Епархиальные суды уже работают давно, но дел, которые мог бы рассмотреть Общецерковный суд, пока немного и возникают они еще довольно редко, отметил протоиерей Владислав.
Что касается апелляционных дел, тут есть следующая коллизия. Если клириков отлучают от служения, извергают из сана или запрещают служение пожизненно, то такие решения епархиальная власть принимает не окончательно и они утверждаются Патриархом. После утверждения такого решения Патриархом мало остается надежды на пересмотр дела Общецерковным судом. Отлучение же мирян от Церкви - такие дела исключительно редки.
Епархиальные суды начали появляться после 2000 года. Сейчас, как считает Владислав Цыпин, эти суды имеются почти во всех епархиях. Только там, где мало священников и не хватает кадров, там дела рассматривает епархиальный совет. Если дело ясное, то часто, ознакомившись с документами, архиерей принимает решение без созыва суда. Суд необходим тогда, когда надо установить факт.
Несмотря на то, что уже существовал суд Архиерейского собора и епархиальные суды, в учреждении Общецерковного суда, по мнению собеседника журнала был свой смысл.
Архиерейский собор созывается раз в четыре года, а созывать его специально - очень затратно и избыточно. Поэтому если возникает вопрос по архиерею, почему бы не рассмотреть это дело на Общецерковном суде.
Обычные граждане, не являющиеся служителями Церкви, могут быть вовлечены в рассмотрение дел Общецерковным судом крайне редко. Это могут быть апелляции в связи с отлучением от Церкви. Есть дела о возможном временном отлучении от Церкви. Они тоже применяются крайне редко, но в известных случаях применяются, особенно если речь идет о мирянах, которые занимают церковные должности и когда пребывание на этой должности становится нетерпимым.
Для церковных судов предусмотрена возможность рассмотрения разного рода тяжебных дел, но не в буквальном смысле слова. Любой мирянин может обратиться в церковный суд. Но церковный суд не может вторгаться в юрисдикцию гражданских государственных судов. Он не может обязать священника или мирянина передать имущество, выплатить компенсацию и так далее. Это возможно только в порядке третейского суда для тех, кто сам хочет подчиниться воле Церкви, но обязательной силы с точки зрения государства за решениями церковного суда быть не может. Поэтому если кто-то хочет взыскать с церковного учреждения или клирика какой-то долг, то он может написать что-то вроде иска и в церковный суд, но церковный суд не уполномочен и не имеет средств к принуждению в подобных вопросах, в отличие от суда государственного.
Общецерковный суд может, к примеру, регулировать дела, связанные с какими-то внутрихрамовыми отношениями. Но главное, чтобы истец и ответчик хотели и были бы готовы подчиниться решению церковного суда.
Сравнения Общецерковного суда с шариатским, которые иногда проскальзывают в публикациях СМИ, на взгляд протоиерея Владислава, безосновательны, поскольку шариатские суды - это суды не по духовным делам, как их можно было бы обозначить, а по вполне гражданским и уголовным делам. Такое невозможно в церковном суде не только из-за того, что Церковь отделена от государства, но еще и потому, что церковные суды никогда такие дела не решали. Когда-то в России, в синодальный период, Святейший синод был еще и правительственным учреждением, какие-то его решения принимались им как правительственным учреждением и были обязательны для исполнения под принуждением со стороны государства. Но принципиально церковная власть не может быть властью уголовной и сама по себе, по своей природе гражданскими делами не занимается. Это суд религиозного характера.
Если сравнивать новый институт РПЦ с церковными судами других конфессий, например с Высшим судом Католической церкви, то, например, по словам собеседника журнала, в Католической церкви совершенно другие масштабы. Там суд всей Католической церкви, а у нас на уровне поместной церкви — Русской православной, а не Вселенской православной. И там существует давняя судебная традиция.
В православной же Церкви, включая и Русскую, до XX века нигде не существовало самостоятельных, отдельных судебных учреждений. Судебные дела в старой России в синодальную эпоху рассматривались на высшем уровне - в Святейшем синоде, на епархиальном уровне - в духовных консисториях, но не было отдельных судебных учреждений. Более половины всех дел, которые рассматривал Синод, по сути были судебными. Ведь и бракоразводный процесс - это тоже судебное дело, и все они проходили через Синод, в противном случае брак не расторгался. Но тогда все решал Синод, он же принимал и законодательные акты, регулировавшие церковную жизнь, занимался назначениями и перемещениями священнослужителей по церковной иерархии и административной структуре и еще принимал разные судебные решения. Теперь появилось отдельное судебное учреждение в рамках РПЦ.
Касаясь вопроса церковных браков, число которых сегодня растет, и их расторжения, Владислав Цыпин отметил, что сейчас такие решения принимает архиерей. В Положении о церковном суде есть упоминание прочих дел. К таким делам можно отнести и бракоразводные процессы. Если архиерей сочтет, что дело сложное, он может передать его для рассмотрения в епархиальный суд. Но по инерции, поскольку раньше таких судов не было, все решения по бракоразводным процессам принимает архиерей и, как правило, лично.
Для современной России венчание не является экзотикой, я думаю, до половины молодоженов венчаются. Но, к сожалению, и прекращение церковного брака тоже уже не редкость. Дел таких много, возможно, их будут рассматривать церковные суды. Обязательно такие дела рассматривают, если речь идет о втором церковном браке. В этом случае необходимо расторгнуть первый брак, но архиерей рассмотрит этот вопрос только после того, как и в гражданском порядке первый брак фактически распадется. Если этого не произошло, то и дело рассматривать не будут.
Под юрисдикцию церковного суда, рассказал протоиерей Владислав, могут попадать, например, священнослужители. Их число приближается к 30 тысячам человек. Это касается всей Русской церкви, поскольку около половины от этого числа священнослужителей находится за пределами России - на Украине, в Белоруссии. Если же к этому добавить монахов, монахинь, послушников, церковных работников, церковнослужителей, в конце концов, певчих церковных хоров и так далее, то оценить общее количество людей, которые могут обратиться в церковный суд, трудно - не менее 100 тысяч человек, но это слишком приблизительная цифра. Миряне теоретически также подпадают под юрисдикции церковного суда, а мирян в нашей Церкви десятки миллионов, подчеркнул Владислав Цыпин.
Судебные инстанции Католической церкви
(Справка журнала "Огонек")
Высшими органами судебной власти у католиков являются три трибунала, входящие в состав Римской курии - главного административного органа Ватикана. Их решения редко становятся достоянием широкой общественности, поскольку в большинстве своем относятся к внутренним делам Церкви.
Верховный трибунал Апостольской пенитенциарии был учрежден в XII веке. Он занимается рассмотрением вопросов, связанных с отлучением от Церкви, нарушениями церковных таинств, выдачей и отзывом индульгенций, устранением канонических неясностей и выдачей разрешений на брак. Однако в настоящее время трибунал чаще выступает не как суд первой инстанции, а как апелляционный суд.
В 1988 году папа Иоанн Павел II определил, что в компетенцию этого трибунала входят также внутренние вопросы церковной жизни, например о нарушивших обет безбрачия священниках. В последний раз трибунал обратил на себя внимание широкой общественности в марте 2008 года. Тогда один из руководителей трибунала епископ Джанфранко Джиротти заявил, что исповедующим священникам стоит обращать внимание на "новые грехи": опыты с ДНК человека, загрязнение окружающей среды, употребление наркотиков, аборты, педофилию. Заявление вызвало широкий резонанс, поскольку СМИ оценили его как официальное расширение списка смертных грехов. Позже эксперты пояснили, что высказывания епископа не имеют канонической силы.
Апостольский трибунал Римской роты основан в XIII веке. Является высшим апелляционным судом Церкви и судом первой инстанции по любым делам, где ответчиком выступает священнослужитель в сане епископа или выше. Последний скандал, в разбирательстве которого принимал участие трибунал, разгорелся в 1999 году. Тогда в Италии в продаже появилась книга "Унесенные ветром в Ватикане", в которой утверждалось, что больной и немощный папа больше не управляет Церковью, клирики манипулируют церковными институтами в своих интересах и грешат сребролюбием, карьеризмом, клановостью и похотью. Некое частное лицо сочло, что в книге оскорблена честь его покойного дяди, ватиканского епископа, и по его просьбе было созвано специальное заседание Роты. Трибунал установил, что автор книги - прелат Луиджи Маринелли. От него потребовали изъять издание из продажи и воспрепятствовать его переводу на другие языки. Маринелли отказался, и был отлучен от причастия.
Верховный трибунал Апостольской сигнатуры - высшая судебная инстанция помимо самого папы римского и административная служба по судебной деятельности всей Церкви. Учрежден в XVI веке. Занимается рассмотрением жалоб на решения Роты, разрешает споры по поводу решений церковной администрации, между церковными ведомствами, продляет полномочия и создает новые церковные суды на местах. Решения Апостольской сигнатуры обжалованию не подлежат. Из известных решений трибунала - отказ в апелляции шри-ланкийскому богослову Тиссе Беласурийя, выступившему против большей части католических догм, он оспаривал признание его еретиком и отлучение от Церкви.