"Искусство - это всегда провокация", - считает Коринне Дизеренс
The Times
"Искусство - это всегда провокация", - считает Коринне Дизеренс
 
 
 
"Искусство - это всегда провокация", - считает Коринне Дизеренс
The Times

Руководительница итальянского музея в городе Больцано, на севере Италии, Коринне Дизеренс уволена со своей должности после безуспешных попыток защитить замученную лягушку - так представила сегодня британская The Times завершение истории с директором музея современного искусства Museion.

Решение об увольнении было принято администрацией альпийской области Альто Адидже почти сразу после муниципальных выборов.

Местные власти объяснили увольнение "трудным финансовым положением", в котором оказался музей, что, в свою очередь, было вызвано "несанкционированными тратами" средств из бюджета музея. В результате бюджетный дефицит составил 500 тыс. евро.

Однако сторонники директрисы, среди которых и лидер местного отделения партии "Зеленых" Ганс Хайсс, убеждены, что реальной причиной ее отставки стала замученная лягушка.

Речь, конечно, идет не просто о представительнице животного царства, многочисленные собратья которой на протяжении веков ради науки отдавали свою лягушачью жизнь на столах медиков и биологов, а о выставленной в Museion'е деревянной скульптуре немецкого художника Мартина Киппенбергера, умершего в 1997 году.

Произведение этого автора представляет умершую квакушку, к одной лапке которой прибита пивная кружка, а к другой - яйцо. Язык у несчастной высунут на добрые 10 сантиметров и свешивается набок. Все это могло бы вызвать сострадание к пострадавшей, если бы не одно обстоятельство: лягушка распята на кресте. Причем вся композиция работы построена таким образом, что известная ассоциация напрашивается сама собой.

Как утверждает Коринне Дизеренс, автор композиции считал свое произведение автопортретом, иллюстрирующим присущую человеку экзистенциальную тревогу.

Папа Римский Бенедикт XVI, который проводил свой отпуск неподалеку от Больцано и которому, по-видимому, рассказали об экспонате музея, не на шутку обиделся и назвал скульптуру своего соотечественника богохульной. Ватикан от имени самого понтифика направил письмо главе администрации области Трентино-Альта Адидже Францу Палю (который, кстати, тоже выступал против скульптуры). В послании говорилось, что этот экспонат музея "ранит религиозные чувства очень многих людей, которые видят в кресте символ божественной любви".

Франц Паль даже прибег к голодовке, чтобы добиться удаления лягушки из экспозиции музея, и охарактеризовал наличие этой композиции в музее как "серьезное преступление" перед искренне верующим римско-католическим населением области. Однако музей согласился лишь переместить скульптуру от входа на верхний этаж.

Коринне Дизеренс отказывалась повиноваться и говорила в свое оправдание, что "искусство - это всегда провокация", а искусство современное вообще никогда не понимали сразу. А между тем число посетителей музея, по ее словам, увеличилось, особенно за счет молодежи.

Ее поддержал директор общественной художественной галереи в Тренто Фабио Кавалуччи, сказавший, что "отношения между искусством и политикой никогда не бывают простыми", и с возмущением заявивший, что "увольнять из-за одного произведения искусства - это действительно невероятно".

Увольнение увольнением, но скандал в музее отразился даже на политической ситуации в регионе. Как пишет газета La Repubblica, история с лягушкой Киппенберга навредила местной центристской Южно-Тирольской народной партии, которая на недавних выборах в местные органы власти впервые лишилась поддержки населения. Ее соперница - крайне правая Партия свободы, наоборот, подняла число своих голосов с 5 до 14%.