Комитет гражданских инициатив Кудрина объяснил, как привить демократию Северному Кавказу
© РИА Новости / Евгений Биятов
Комитет гражданских инициатив Кудрина объяснил, как привить демократию Северному Кавказу
 
 
 
Комитет гражданских инициатив Кудрина объяснил, как привить демократию Северному Кавказу
© РИА Новости / Евгений Биятов

Комитет гражданских инициатив (КГИ) экс-министра Алексея Кудрина представил экспертный доклад "Северный Кавказ и современная модель демократического развития". В нем сформулирован ряд методов, которые, по мнению экспертов, позволят превратить Северный Кавказ из "заповедника традиционализма", развивающегося своим "отдельным путем", в регион, развивающийся по законам общественного устройства, принятым на остальной части территории России.

Документ подготовили сотрудники Института экономической политики имени Гайдара - кандидат экономических наук Ирина Стародубровская и кандидат филологических наук Константин Казенин. Полный текст доклада опубликован на сайте комитета.

Авторы, используя данные полевых исследований, проведенных в 2015 году в пяти республиках Северо-Кавказского федерального округа - Дагестане, Чечне, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, - поставили целью определить, возможно ли развитие этой части России в сторону верховенства права, конкуренции в политике, прозрачных "правил игры" в экономике и ненасильственных путей разрешения конфликтов.

"Применительно к северокавказским республикам чаще всего звучат мнения о том, что это территории с особо архаичным укладом, предопределяющим их "отдельный путь" внутри России", отмечают в комитете. Между тем эксперты пришли к выводу, что при всех существенных отличиях общественного устройства Северного Кавказа от других российских регионов его нельзя считать "заповедником" традиционализма.

Докладчики считают одной из основных причин многочисленных конфликтов на Северном Кавказе социальные изменения, связанные с ломкой уклада сельской жизни, интенсивной урбанизацией, которые произошли в последние десятилетия. Кроме того, эксперты указывают на существование "запроса на модернизацию общественных отношений", который, по их оценке, имеется в северокавказском обществе и может быть использован для построения государственной политики.

Рекомендации КГИ по изменению политики в регионах Северного Кавказа

Во-первых, необходимо создать предпосылки для реальной смены элит в регионе. Возбужденные в Дагестане уголовные дела против глав крупных кланов, подрыв их роли и влияния в республиканской политике, как указывают эксперты КГИ, не приводят к реальной смене власти. Это не разрушение клановой модели, а перераспределение силового ресурса в пользу тех кланов, которые оказались ближе к сегодняшней власти и больше в нее интегрированы, говорится в докладе.

Для запуска реального процесса смены элит необходимо наличие в северокавказском социуме достаточно широкого слоя людей, являющихся носителями управленческих знаний и альтернативной по отношению к клановой системы ценностей. Государство может создать условия для формирования подобного слоя путем реализации образовательных программ (по типу кадрового резерва) для тех групп, которые могут стать движущими силами модернизации. Это группы, которые наиболее активно выдвигают сегодня требования социальных изменений на Северном Кавказе: представители мелкого и в особенности среднего бизнеса, не связанные с кланами; часть лидеров местного самоуправления, в основном поселенческого уровня; люди свободных профессий и другие слои городской интеллигенции.

Во-вторых, государству необходимо вытеснить радикальные джихадистские разновидности исламистской идеологии, опираясь на умеренные версии нетрадиционного ислама, пропагандирующие модернизационные ценности и предполагающие встраивание мусульман в современное общество. Для этого нужно обеспечить конституционное право на свободу вероисповеданий, прекратить силовые действия в отношении мусульман и исламских сообществ, не нарушающих законодательство, не создавать препятствий для деятельности умеренных исламских проповедников и, наоборот, преследовать тех, кто выходит за рамки закона, более жестко. Ислам разнообразен, и если подходить к этому явлению недифференцированно, это снизит эффективность государственной политики, считают эксперты.

В-третьих, необходимо перевести реально существующие в регионе конфликты в политическое поле, во взаимодействие различных политических сил, не препятствовать проведению свободных выборов на всех уровнях власти. Политическая деятельность требует борьбы за максимальную поддержку населения, и во многих случаях это заставляет радикалов смягчать свои программы, переключаться с политических лозунгов на помощь людям в решении их повседневных проблем, говорится в докладе.

В-четвертых, важно усиливать регулирующую роль российского законодательства на Северном Кавказе. При этом надо учитывать, что "альтернативные юрисдикции", прежде всего исламское право, по сути, противостоят не российскому закону, а тем неформальным практикам, которые поддерживает местная элита. Речь идет преимущественно о Северо-Восточном Кавказе, где альтернативные юрисдикции представлены более широко, подчеркивают эксперты. По мнению авторов доклада, жителям региона нужно показать, что российский закон позволяет разрешить те конфликты, которые не решаются в рамках неформальных практик, в том числе ряд конфликтов, связанных с землей и муниципальными границами. В докладе предложены подходы к разрешению таких конфликтов через установленные российским законодательством процедуры.

Авторы доклада показывают, что и требования безусловного запрета любого неформального использования шариата для урегулирования конфликтов, и предложения по его полной легализации не учитывают сегодняшней специфики северокавказских регионов.

В условиях внутриисламского конфликта любая, даже ограниченная легализация шариатского правосудия может привести к обострению ситуации, особенно если одна из сторон, опираясь на поддержку государства, попытается монополизировать эту сферу. Кроме того, в мировой практике есть прецеденты, когда в условиях ограниченной легализации шариата радикальные силы начинали борьбу за его полное внедрение, включая уголовные наказания, и это приводило к вооруженным конфликтам и гражданским войнам. Поэтому в сложившихся условиях представляется более предпочтительным промежуточный вариант, сохраняющий возможность обращения к шариатскому правосудию как неформальному механизму разрешения конфликтов, по обоюдному согласию сторон конфликта в рамках досудебной медиации, но не как к официально признаваемой государством юрисдикции. При этом государство должно безусловно пресекать попытки принуждения к выполнению шариатских решений неправовыми, насильственными методами.

Сторонние эксперты: государственное давление на нетрадиционный ислам уже невозможно

Президент Научного общества кавказоведов, эксперт Института мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова (ИМЭМО РАН) Александр Крылов согласился с тем, что успех на Северном Кавказе будет иметь та политика, которая учитывает местную специфику. Например, в Дагестане, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии закреплена модель представительств разных этносов во власти.

Эти инструменты, которые могут показаться анахронизмом, в реальной ситуации решают проблемы, заявил Крылов в комментарии "Газете.Ру". По словам эксперта, взаимодействие с лидерами этнического национализма помогло в свое время предотвратить распространение радикального ислама.

"На Кавказе действительно много системных проблем, коррупция в некоторых регионах находится на невероятно высоком уровне", - сказал старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Ахмет Ярлыкапов.

По его мнению, для решения этих проблем необходимы системные реформы во всех сферах жизни и воля федерального центра. Эксперт говорит, что для борьбы с полукриминальными группировками в регионе власти должны опираться на противодействующие им силы, поддерживать представителей гражданского общества. Ярлыкапов указывает на то, что такая борьба необязательно заканчивается кровопролитием, и привел в пример суд над влиятельным мэром Махачкалы Саидом Амировым и разгром его клана.

Эксперт согласен, что путь государственного давления на нетрадиционный ислам уже невозможен, поскольку его общины в том же Дагестане стали слишком сильны. "Надо опираться на конструктивные силы, которые нацелены на диалог с государством, и подавлять деструктивные. Другого пути не вижу. Но от пути, когда подавляются все, надо отходить", - заявил Ярлыкапов.