В Краснодарском крае суд оправдал бывшего милиционера, насмерть сбившего девочку, катавшуюся на велосипеде рядом со школой, пишет "Российская газета".
Трагедия произошла в июне 2007 года. От сильного удара Таню Задоя сначала бросило на капот, потом на крышу, багажник и на асфальт. Очевидцы ДТП видели, как из машины выскочил молодой мужчина в милицейской форме и попытался посадить девочку на переднее сиденье машины. После криков прохожих, что этого делать нельзя, милиционер положил ребенка на заднее сиденье и уехал. Как позже выяснилось, он отвез Таню в близлежащую больницу и оставил на скамейке, даже не сообщив медикам, что произошло.
Пока врачи разбирались, Таня потеряла сознание. У нее оказались переломаны руки и ноги, но больше всего пострадала голова. Девочка перенесла несколько операций и умерла в страшных муках спустя два с половиной месяца после ДТП.
Как рассказала мать Тани Клавдия Задоя, девочку она удочерила, когда ребенку было пять лет. Процедура оформления документов на удочерение не заняла много времени, а положительное решение вынес лично председатель райсуда Александр Яценко. Спустя годы ей вновь пришлось встретиться с ним в стенах суда, но уже совсем по другому поводу.
Два расследования
Спустя полтора месяца после смерти Тани уголовное дело, возбужденное по факту ДТП местной милицией на виновника аварии Александра Дрижика, закрыли. Основанием послужили две экспертизы - автотехническая и судебно-медицинская. Согласно первой, Александр Дрижика не нарушал правила дорожного движения, а велосипедистка чуть ли не сама бросилась под колеса машины. Судмедэксперт сделал вывод, что июньское ДТП якобы дало толчок врожденному заболеванию - мозжечковой недостаточности, от которого девочка и умерла третьего сентября 2007 года.
Однако в этот момент вмешалась прокуратура, отменившая решение о прекращении уголовного дела в отношении Дрижики. "Вследствие установленной необъективности расследования дело было изъято у милиции и передано в Следственный комитет при прокуратуре РФ", - сообщил заместитель прокурора Кущевского района Андрей Токарев.
Вскоре были назначены новые экспертизы. Автотехническая экспертиза на этот раз учла, что авария произошла в радиусе действия знака "Дети", и если бы водитель снизил скорость, как требуют правила, то наезд на велосипедиста исключался. Комиссионная судебно-медицинская экспертиза пришла к однозначному выводу: девочка умерла в результате ДТП.
Пока шли экспертизы, мать Тани проводила собственное расследование. Она выяснила, что Александр Дрижика в марте 2006 года за управление автомобилем в нетрезвом виде был лишен прав на 18 месяцев. То есть в момент аварии он сел за руль отцовской машины, не имея никаких водительских полномочий. Права же ему, по всей видимости, заменила милицейская форма.
Однако, согласно официальным документам, на день совершения аварии Дрижика был уволен из органов. ДТП произошло 13 июня, а накануне якобы он подал рапорт. Если учесть, что 12 июня был выходным, получается, что ради этого увольнения начальникам теперь уже бывшего участкового уполномоченного пришлось вызывать на работу милицейских кадровиков. Остается неясным, почему тогда в момент наезда на маленькую велосипедистку он был при погонах.
Родственный суд
В марте уголовное дело с обвинительным заключением было передано в суд. Рассматривал его судья Сергей Шаповалов. На первом же заседании судья предложил адвокату Задоя покинуть зал. Началось давление на свидетелей обвинения. По мнению потерпевшей, одна из основных свидетельниц обвинения под давлением Шаповалова дала заведомо ложные показания, что позволило суду исключить из числа доказательств протоколы осмотра места происшествия и транспортных средств.
Как выяснила потерпевшая, гражданский ответчик по делу, владелец автомобиля и отец подсудимого Александра Дрижики, трудится в фермерском хозяйстве, учредителем которого является Ольга Яценко - супруга председателя суда. Когда Задоя озвучила эту информацию в своих ходатайствах об отводе суда, ее пообещали привлечь к уголовной ответственности за поклеп.
Женщина обратилась с заявлением в прокуратуру. Заявление передали в Следственный комитет, и на время назначенной проверки гособвинитель Андрей Токарев попросил суд прервать рассмотрение дела. Однако Сергей Шаповалов 25 июня вынес оправдательный приговор подсудимому с признанием за Александром Дрижика права на реабилитацию и обращение в Кущевский районный суд с требованием о возмещении материального и морального вреда.
Завершившаяся в начале июля проверка подтвердила факты, изложенные в заявлении Клавдии Задоя. В постановлении старшего следователя Ленинградского межрайонного следственного отдела СКП РФ по Краснодарскому краю Яковенко констатируется, что судья Кущевского районного суда Шаповалов не принял мер к всесторонней проверке заявленного ходатайства, "его позиция носит оценочный характер и подкреплена приговором от 25 июня 2008 года".
В кассационном представлении гособвинитель просит краевой суд отменить оправдательный приговор в отношении Александра Дрижики в связи с несоответствием выводов Кущевского районного суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела и нарушением уголовно-процессуального закона. Потерпевшая обратилась с жалобой в Квалификационную коллегию судей.