В Курганской области известный хирург Вениамин Гранкин публично признал, что пациентка умерла по вине врачей, упустивших благоприятное время для операции. Его коллеги считают, что доктор нарушил врачебную этику и нанес вред авторитету лечебного учреждения, пишет "Российская газета".
В одной из местных газет Гранкин опубликовал свою статью. "Взяться за перо меня заставили серьезные кадровые проблемы в нашей больнице. Скоро дойдет до того, что некому будет лечить больных. Опытные хирурги валятся с ног от усталости, а молодые не идут к нам, потому что мало платят. Я пытался обратить внимание на ситуацию в хирургии главного врача, главы администрации района и районной Думы. Никакой реакции", - сказал врач.
Вениамин Гранкин работает в Шадринской центральной районной больнице практически с самого начала ее образования. Как приехал по распределению после окончания Оренбургского медицинского института, так и остался. Вот уже 40 лет он заведует хирургическим отделением. Заслуженный врач России, кандидат медицинских наук. Только однажды доктор ненадолго покидал хирургию - когда был представителем президента РФ Бориса Ельцина в Курганской области и народным депутатом. А когда сдал пост полпреда, снова вернулся в родную больницу на прежнюю должность.
Коллеги о нем говорят: "Специалист высочайшей категории". Пациенты боготворят: "Хирург от Бога". Сам Вениамин Гранкин не без гордости произносит: "Я лечу уже пятое поколение шадринцев".
Последней каплей, переполнившей чашу терпения заведующего, стал случай с летальным исходом. По мнению Вениамина Гранкина, больной требовалась срочная операция, но дежурные врачи промедлили. Первый не стал оперировать, потому что не большой специалист в хирургии, поэтому не смог с ходу оценить ситуацию. Второй пришел на дежурство крайне переутомленным и тоже недооценил прогрессирующее ухудшение состояния пациентки. "Он работал 32 часа непрерывно, а отдыхал только 16 часов, - сказал Гранкин. - После такого изнурительного труда немудрено ошибиться".
В хирургическом отделении вместе с заведующим работают три хирурга, один из них - на приеме в поликлинике. Эти же врачи дежурят по графику ночью в стационаре, а еще берут дежурства в выходные и праздничные дни. Не возбраняется приглашать на дежурства специалистов из других больниц и поликлиник. Для оплаты дежурств больнице дополнительно выделено 3,5 ставки врача-хирурга. Но желающих подработать со стороны мало, поэтому хирургическому отделению самому приходится закрывать бреши.
"Хирурги со стороны у нас не хотят дежурить, потому что не видят стимула, - говорит Гранкин. - У них в больницах за дежурства хорошо платят, а у нас, что понедельник, что воскресенье - одинаково мало. Интересно, что до введения страховой медицины платили вдвойне, а сейчас твердят: "Не положено".
Не добившись двойной оплаты, завхирургией отказался дежурить. Дело это добровольное, говорит, и никто никого не может заставить работать сверхурочно. Но два врача физически не могли тянуть на своих плечах ночные и суточные дежурства. Чтобы не оставлять больных без наблюдения и медицинской помощи, главный врач больницы своим приказом назначил дежурантом молодого доктора из урологического отделения. Того самого, кто, по словам Гранкина, не стал оперировать больную, потому что не большой специалист в хирургии. Завотделением был категорически против этого дежуранта и график дежурств не подписал.
"Вообще-то организация дежурства входит в обязанности заведующего отделением. Не хочешь сам дежурить, найди кого-нибудь другого, - прокомментировали поступок заведующего в руководстве больницы. - Однако доктор Гранкин самоустранился от решения проблемы. Поэтому необходимо было принимать экстренные меры и составлять график дежурств самим".
Главный брач этой больницы Ильдар Валеев считает, что "нельзя обвинять коллег во врачебной ошибке, пока случай не будет разобран на патологоанатомической конференции". "Кроме того, чтобы выносить вердикт единолично, заведующий хирургическим отделением должен иметь специальную подготовку по контролю и качеству оказания медицинской помощи. Он такой подготовки не имеет", - сказал Валеев.
Если судить по истории болезни, врачи сделали все возможное, чтобы спасти больную, считает главный врач.