"Излюбленное - это пытка током": задержанный за наркотики рассказал, как чеченские силовики пытают подозреваемых
Reuters
"Излюбленное - это пытка током": задержанный за наркотики рассказал, как чеченские силовики пытают подозреваемых
По словам Мусы, задержанного могут какое-то время продержать, требуя от него сознаться, что он употреблял или распространял наркотики, а затем выпустить без каких-либо объяснений. "Но этот человек уже "взят на карандаш", и нет гарантий, что его снова не заберут", - добавил правозащитник
 
 
 
"Излюбленное - это пытка током": задержанный за наркотики рассказал, как чеченские силовики пытают подозреваемых
Reuters
 
 
 
По словам Мусы, задержанного могут какое-то время продержать, требуя от него сознаться, что он употреблял или распространял наркотики, а затем выпустить без каких-либо объяснений. "Но этот человек уже "взят на карандаш", и нет гарантий, что его снова не заберут", - добавил правозащитник
Global Look Press

В Чечне с 2017 года проводятся антинаркотические рейды, в ходе которых задержаны сотни людей по подозрению в употреблении наркотиков. Подозреваемых неделями держат в подвале и подвергают пыткам, предпочитая пытку током, пишет "Кавказский узел". Издание приводит рассказ одного из задержанных в рамках антинаркотической кампании и неназванных чеченских силовиков.

Антинаркотические рейды проходят в Чечне "практически ежедневно", приводит "Кавказский узел" слова сотрудника одной из местных НПО Мусы. "Забрать человека могут по малейшему поводу. Достаточно даже, если кто-то из задержанных назовет имя [другого человека], если в телефоне найдут его номер", - рассказал правозащитник.

По словам Мусы, задержанного могут какое-то время продержать, требуя от него сознаться, что он употреблял или распространял наркотики, а затем выпустить без каких-либо объяснений. "Но этот человек уже "взят на карандаш", и нет гарантий, что его снова не заберут", - добавил правозащитник.

По его словам, силовиков интересуют "результаты, которые они представляют руководству". Облавы ведутся "практически в круглосуточном режиме", подтвердил сотрудник управления республиканского МВД по контролю за оборотом наркотиков. "По указанию руководства республики в августе [2017 года] был создан и действует специальный оперативный штаб", - пояснил он.

По данным сотрудника МВД, с августа по декабрь 2017 года из незаконного оборота в Чечне было изъято более 50 килограммов наркотиков и свыше 11 тысяч таблеток.

Житель Грозного, который был задержан на автобусной остановке после того, как товарищ попросил его передать "какие-то таблетки" общему знакомому, рассказал на условиях анонимности, как с ним обращались силовики.

"После задержания ты, можно сказать, никто. Тебя могут унижать, бить. Самое излюбленное - это пытка током. Нужно только сознаться, что ты наркоман или распространитель наркотиков, и назвать другие имена. Особенно жестоко обращаются с теми, кого поймали на продаже наркотиков. Одного такого пытали током так, что ощущался запах горелого мяса", - рассказал молодой человек.

По его словам, его и около 200 других задержанных держали в подвальном помещении. "Там нас было человек 200, может быть чуть меньше. Везде была грязь, большая влажность, страшная вонь. Одному стало плохо, на наши просьбы помочь [силовики] сказали, что это не их проблема. Задержанных там бьют током, а потом поднимают из подвала в большое помещение, и там мулла читает Коран и рассказывает о вреде наркотиков. И это может продолжаться днями, а для кого-то и неделями", - рассказал житель Грозного.

Сам он, по его словам, провел в заключении около двух недель. "Разобрались и отпустили. Никто ничего не объяснял, не извинился. Выпустили - и радуйся, что не стал калекой или не попал надолго в тюрьму. Я потом несколько дней дома отлеживался, приходил в себя", - сообщил молодой человек.

Сотрудник правоохранительных органов опроверг сведения о пытках задержанных. "Естественно, они будут рассказывать разные страшные вещи, лишь бы не признать свою вину", - сказал он. В то же время он подтвердил, что "иногда задерживаются невиновные", но после разбирательства их отпускают. Также с задержанными проводятся "разъяснительные беседы" с участием богословов.

Массовые задержания по делам о наркотиках начались в октябре 2017 года. Местные жители предположили, что это демонстрация власти, и в том же месяце Рамзан Кадыров заявил о выселении из Чечни торговцев наркотиками и их семей, а "Новая газета" распространила фрагмент аудиозаписи выступления Кадырова, когда он, по версии издания, пригрозил расстреливать наркоманов.

В МВД республики уже официально опровергали применение пыток к задержанным. Заявление было выпущено после того, как братья Магомед-Али и Магомед-Сидик Межидовы, задержанные в Чечне во время антинаркотической кампании, пожаловались в прокуратуру на пытки, вынудившие их оговорить себя.

Наркотики давно являются способом расправы с оппонентами. Рамзан Кадыров в январе почти всю семью руководителя чеченского отделения "Мемориала" Оюба Титиева, арестованного по подозрению в хранении наркотиков, представил как наркоманов: он говорил, что имеются доказательства, будто сам Титиев-старший употреблял анашу, и утверждал, что его сын тоже является наркоманом. По словам Кадырова, "наркоманов в Чечне ловили тысячами, никто за них не заступался": "Стоило поймать их наркомана, и весь мир встал".

Ранее 16 декабря издание Republic опубликовало расследование, посвященное объявленной президентом Рамзаном Кадыровым антинаркотической кампании в Чечне. В нем утверждается, что силовики задерживают людей, а затем пытают, добиваясь признаний в распространении и употреблении наркотиков.

Как утверждает издание, нынешняя антинаркотическая кампания стартовала после совещания с руководством МВД, которое прошло 12 августа. Тогда Кадыров объявил о создании штаба по борьбе с наркоманией. Republic приводит сведения о незаконных задержаниях, о содержании подозреваемых под стражей без решения суда, пытках током и избиениях, а также угрозах адвокатам, указывая на общие черты с начавшейся ранее кампанией по преследованию гомосексуалов.

"Новая газета" в начале апреля 2017 года сообщила об убийствах и массовых задержаниях гомосексуалов в Чечне, а позже обнародовала свидетельства людей, которые, как утверждается, содержались в секретной тюрьме для геев в чеченском городе Аргуне.

По данным газеты, их подвергали пыткам и другим видам жестокого обращения, вынуждая раскрыть информацию о других известных им представителях ЛГБТИ-сообщества. Один из свидетелей травли геев, которая началась во второй половине февраля, утверждает, что задержания начались после того, как о геях в республике узнал спикер парламента Чечни Магомед Даудов. В Чечне неоднократно и на всех уровнях - от местных правозащитников до руководства - опровергали сам факт существования в республике геев.