Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский и бывший руководитель МФО МЕНАТЕП Платон Лебедев в первом очном интервью российским СМИ рассказали "Новой газете", какие вопросы, по их мнению, будут стоять перед президентом РФ после выборов в 2012 году, оценили уровень коррупции в стране, обсудили положения нового закона "О полиции", а также ответили на вопрос, есть ли у них страх за свою жизнь.
Ходорковский и Лебедев, процесс по делу которых проходит в настоящее время в Хамовническим суд столицы, пообщались с журналистами 11 октября. На съемку по договоренности с судьей Виктором Данилкиным было отведено пять минут, на вопросы подсудимые отвечали полчаса.
Как отмечает издание, во всех ответах, касающихся процесса и их будущего, Ходорковский и Лебедев демонстрировали уверенность как в своей правоте, так и в том, что на свободу их ни за что не отпустят. Напомним, что обвинение в ходе прений на прошлой неделе попросило суд дать Ходорковскому и Лебедеву по 14 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.
- Аудиозапись интервью на сайте "Новой газеты" (в формате mp3)
Лебедев с юмором ответил на вопрос о том, не приведет ли их выход на свободу к дестабилизации обстановки в стране, отметив, что это точно приведет к дестабилизации их семейной жизни, так как родным придется привыкать к ним заново. "Мы друг друга очень ценим, но при этом значимость друг друга для страны не переоцениваем", - добавил, со своей стороны, и Ходорковский.
Какие вопросы будут стоять перед президентом после выборов-2012
Ходорковский в интервью сформулировал задачи, которые, по его мнению, будут стоять перед президентом, которого россияне изберут в 2012 году. Ему придется решать проблему нарастающего противоречия между снижением потенциала немодернизированной экономики, алчностью бюрократии и ожиданиями населения, считает экс-глава ЮКОСа.
Как уверен Михаил Ходорковский, невозможность модернизации экономики определяется "неэффективной системой государственного управления с ее архаичностью и тотальной коррумпированностью". По мнению бизнесмена, очередная кризисная точка в развитии России придется примерно на 2015 год.
В числе проблем, которые станут перед президентом, Ходорковский назвал: исчерпанность потенциала сырьевого роста, непрерывное сокращение доли работающего населения, рост численности силовиков и бюрократии, медленный рост производительности труда, отсутствие промышленной политики "в результате вбабахивания сил и средств в обреченные на неудачу проекты, направленные на конкуренцию с Китаем и, в будущем, с Индией" в областях, где у этих стран очевидное преимущество.
О российской элите
По мнению экс-главы ЮКОСа, "пока гром не грянет, наша элита не перекрестится" - она будет саботировать любые попытки президента вносить изменения, и ей не хватит решимости на институциональные изменения. В итоге будут расти цены и тарифы, сокращаться перечень бесплатных услуг в медицине и образовании, повысится пенсионный возраст, обесценятся социальные выплаты.
Относительно заявлений властной элиты о том, что у русского народа нет привычки к свободе и что он любит сильную руку, Ходорковский заявил, что личная свобода дарована нам Творцом, и россияне за границей прекрасно адаптируются.
"А вот на уровне государства и общественных институтов - здесь действительно выжженная пустыня", - признал экс-глава ЮКОСа. По мнению Ходорковского, российская элита ленива, а навязанные ей правила игры мешают ощутить свою ответственность за страну. Связано такое положение вещей с тем, что в РФ нет защищенной собственности, эффективных общественных институтов, общепризнанных моральных норм.
Как считает Ходорковский, пока декларируемые на словах ценности не станут реальными целями каждодневной работы, ситуация не изменится. Сейчас же в России все ненастоящее: "партии - не совсем партии, профсоюзы - не вполне профсоюзы. Суды - по сути, не суды, собственность - не собственность, закон - лишь тема для дальнейших рассуждений и торговли правоприменителей".
О коррупции и новом законе о полиции
Ходорковский в одной из своих статей, написанных за решеткой, оценивал рынок коррупции в России в период 2002-2003 годов в размере 30 миллиардов долларов, то есть примерно 10% ВВП. Два-три года назад заместитель генерального прокурора озвучивал другие цифры, говоря о современном состоянии экономики России - 230-300 миллиардов долларов. Таким образом уровень коррупции стремительно растет. По замечанию Ходорковского, речь идет не о переходе денег из рук в руки, как в случае с гаишниками и учителями, а о том, что Россия присоединилась к коррупции в международных соглашениях.
После обсуждения коррупции разговор естественным образом перешел к законопроекту "О полиции", недавно внесенном президентом Дмитрием Медведевым в Госдуму. Как считает Ходорковский, закон ничего не изменит в существующем положении вещей, так как не подготовлен набор организационных и практических действий, который мог бы позволить аставить этот закон изменить облик правоохранительных органов.
Как считает Ходорковский, проблемы милиции - это обычные управленческие проблемы. Такой большой организацией, в которую уходит полтора миллиона человек, невозможно управлять нормально. Вторая проблема - кадровый состав: по словам экс-главы ЮКОС, "невозможно произвести отбор таким образом, чтобы полтора миллиона российских мужиков вдруг оказались сильно отличными от остальных". Кроме того, невозможно в такие короткие сроки провести переподготовку такой массы народа.
О свободе и страхе за свою жизнь
Как отметил Лебедев, отвечая на вопрос о страхе за свою жизнь, за себя они давно не боятся, а вот "страх за судьбы своих любимых, близких людей, конечно, он всегда есть". "Чисто такое мужское, отеческое или дедушкино", - пояснил экс-глава МФО МЕНАТЕП.
Как сказал Платон Лебедев, о том, что было до заключения, он практически не жалеет. "За что мне бояться, кроме жизни и здоровья близких и дорогих мне людей? За себя? Ну уже эта тема, она, я бы сказал, бессмысленная: со мной могут в одну секунду сделать все что угодно", - заявил Лебедев.
По словам экс-руководителя МФО МЕНАТЕП, последние года три-четыре до ареста у него было замечательное ощущение суперкомфорта работы. Тогда ему некогда было слишком глубоко задумываться о той параллельной грязи и рисках, которые существуют в стране. Их не то что вовсе не замечал, но по-другому оценивал, признался Лебедев.
"Знаете, честно говоря, мне теперь всегда даже более смешно, чем страшно. Может, это такой высший уровень страха, который можно придумать?" - добавил Лебедев.
В понедельник Ходорковский выступит с последним словом
На прошлой неделе в Хамовническом суде столицы завершились прения по делу Ходорковского и Лебедева. В понедельник представители обвинения и защиты обменяются заключительными репликами, сообщает газета "Время новостей". После этого судья предоставит подсудимым возможность сказать последнее слово перед вынесением приговора. Как сообщалось ранее, этим правом решил воспользоваться только Михаил Ходорковский.
В минувшую пятницу Платон Лебедев заявил, что преступление совершили не они с экс-главой НК ЮКОС Михаил Ходорковский, а прокуроры и следователи, которые фальсифицировали уголовное дело в отношении них. Как отметил Лебедев, утверждение о похищении фигурантами дела более 200 миллионов тонн нефти у добывающих предприятий "нашпиговано лживыми обвинениями".
Лебедев условно разделил "преступления" следователей и прокуроров на две группы: "банальные преступления и злоупотребления властью, направленные на умышленную фальсификацию обвинения и доказательств, с помощью многих сотен примитивных служебных подлогов и заведомо ложных, клеветнических, а также шизофренических утверждений", и "рэкет и незаконные уголовные репрессии".
Как напомнил Лебедев, ЮКОС был признан в 2001-2003 годах лучшей компанией России, а Ходорковский - лучшим бизнесменам страны. ЮКОСу и на междунророждном уровне был присвоен рейтинг выше суверенного. Кроме того, Лебедев напомнил, что среди акционеров ЮКОСа была и Российская Федерация, и она также ежегодно получала свои дивиденды.
По мнению Лебедева, если следовать логике следователей и рассматривать искусственное занижение цен так, как это сделали они, то на месте Ходорковского и Лебедева нужно посадить практически всех россиян, которые "цен в Роттердаме не знают", и покупают товары без ориентации на них.
Завершило прения выступление адвоката подсудимых Вадима Клювганта. Он заявил, что, по мнению защиты, это "насквозь фальшивое дело, затеянное с целью преступной расправы над заведомо невиновными". По мнению адвоката, сторона обвинения не представила ни факта преступления, ни реальных потерпевших, ни надлежащего обвинения, ни доказательств, ни их настоящего представления и честной оценки.