Омбудсмен Москалькова пообещала омичу-гею, который подвергся преследованиям в Чечне, госзащиту
Global Look Press
Омбудсмен Москалькова пообещала омичу-гею, который подвергся преследованиям в Чечне, госзащиту
 
 
 
Омбудсмен Москалькова пообещала омичу-гею, который подвергся преследованиям в Чечне, госзащиту
Global Look Press

Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова заявила, что омичу Максиму Лапунову, который подвергся преследованию в Чечне за свою гомосексуальную ориентацию, надо предоставить госзащиту, а против его обидчиков - завести уголовное дело, передает "Интерфакс" 1 ноября.

"Я этот вопрос буду докладывать руководству Следственного [комитета] РФ. На мой взгляд, имеются все основания для возбуждения уголовного дела и предоставления Максиму Лапунову государственной защиты", - пообещала омбудсмен.

Кроме того, Москалькова сообщила, что решение об отказе в возбуждении уголовного дела по жалобе Лапунова отменено. По ее словам, сейчас устанавливаются свидетели, о которых он сообщил. "Поскольку, на мой взгляд, очень долго проверяется его обращение, я выехала непосредственно в следственное управление Следственного комитета РФ по Северо-Кавказскому федеральному округу (СКФО) и лично ознакомилась со всеми проверочными материалами вместе со специалистами", - рассказала омбудсмен.

Напомним, 29 августа уполномоченный по правам человека уже обещала правозащитникам, обратившимся к ней по преследованиям Лапунова, свое содействие в передаче заявления председателю Следственного комитета Александру Бастрыкину.

"Но уже вскоре стало понятно, что возможности Москальковой сильно ограничены. С момента нашей встречи прошло три недели, но ей, по-видимому, так и не удалось встретиться с Бастрыкиным. В результате она передала это заявление в ГСУ Северо-Кавказского федерального округа", - рассказывал председатель Комитета по предотвращению пыток, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Каляпин.

22 сентября с правозащитниками связался следователь 1-го отдела ГСУ СКФО майор Александр Кожев, но когда во время разговора с ним Лапунов подал несколько ходатайств, следователь часть их отклонил, а другую часть позднее так и не рассмотрел. Омич попросил о госзащите, но Кожев заявлял только, что "вопрос решается наверху" и "вопрос находится на согласовании".

По мнению Каляпина, следователи главного следственного управления СК по СКФО сделали все, чтобы сорвать работу по проверке показаний Лапунова.

16 октября сообщалось, что Лапунов, переехавший из Омска в Грозный два года назад, подал в СК РФ заявление о преследовании геев в Чечне. Затем он на пресс-конференции публично рассказал о пытках и о том, как его заставили записать видео с признанием в гомосексуализме.

Лапунова задержали полицейские в Грозном в марте 2017 года. В отделении правоохранители прочитали его переписку в мессенджерах и заставили рассказывать, с кем из чеченцев и когда он имел половую связь. Его на словах обвинили в том, что он приехал в Чечню, чтобы "соблазнять чеченских мальчиков". Сначала омич отказывался отвечать, но затем был вынужден выдать знакомого из Грозного. После чего этого человека задержали и на глазах Лапунова жестоко избили.

Лапунов рассказал об избиении полицейскими и других людей, которых они считали геями. "Как я понял, меня отпустили только потому, что было много свидетелей моего задержания, а мои родственники сразу объявили меня в розыск, и по факту моего исчезновения в Пермском крае, откуда я родом, было возбуждено уголовное дело", - рассказал Лапунов.

Тема преследования геев в Чечне получила широкий общественный резонанс после публикаций "Новой газеты" весной 2017 года о травле и убийствах гомосексуалов в этой кавказской республике. После этого в Чечне неоднократно и на всех уровнях - от местных правозащитников до руководства - опровергали сам факт существования в республике геев.

Москалькова съездила в середине сентября в Чечню, чтобы разобраться в судьбе предполагаемых жертв внесудебных казней. По возвращении омбудсмен сообщила, что в республике возбуждены 18 уголовных дел по фактам исчезновения граждан. Она подтвердила гибель трех и естественную смерть двух человек из переданного ей "Новой газетой" списка жертв внесудебных расправ, в котором значится 31 человек.

Однако в правозащитном центре "Мемориал" в начале октября заявили, что чеченские силовики предъявили Москальковой не пропавших людей из списка "Новой газеты", а их родственников.