Во внесенном накануне на рассмотрение Госдумы законопроекте, запрещающем государственным чиновникам иметь недвижимость за границей и открывать там банковские счета, эксперты уже обнаружили несколько лазеек. По мнению комментаторов, закон вряд ли будет действенным, так как изворотливые чиновники все равно найдут возможность обойти запрет.
Между тем наряду с предположением, что инициатива стала неуклюжим ответом на недавно одобренный в США "список Магнитского", появилась еще одна версия. Согласно ей, законопроект был внесен, чтобы успокоить людей, недовольных усилением давления на оппозицию и принятием ряда жестких законов - о митингах и об НКО - иностранных агентах.
Еще одну версию высказал газете "Коммерсант" глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. По его мнению, активность депутатов в этом направлении повысилась в связи с подготовкой Россией отчета по борьбе с коррупцией перед международным сообществом. В Кремле же уверяют, что обсуждение такой меры стало "серьезным симптомом", показывающим озабоченность широких народных масс проблемой коррупции, и реакцией в верхах на "чаяния народа".
Обзор статей, посвященных новой инициативе, пишут в четверг "Заголовки". Законопроект запрещает госслужащим всех уровней иметь недвижимость и открывать счета за рубежом. При получении наследства в виде дома или квартиры за границей чиновник будет обязан в течение года отказаться от него или продать, а деньги перевести в российский банк. За нарушение закона предусмотрено уголовное наказание в виде штрафа в размере от 5 до 10 миллионов рублей или тюрьмы на срок до пяти лет. Если парламент одобрит закон, он вступит в силу 1 января 2013 года.
Однако закон предусматривает и исключения - как считают авторы идеи, чиновнику или члену его семьи нужно разрешить открывать счет за границей, если он предоставит медицинское заключение о необходимости пройти там курс лечения. Именно на этот пункт юристы указывают как на потенциальную возможность обойти юридическую норму, пишет газета "Новые известия". По мнению юриста Дмитрия Качанова, проверить исполнение закона будет довольно сложно: ведь чиновники и депутаты, как правило, дальновидно маскируют свое имущество, регистрируя его на юридические лица.
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин тоже не сомневается, что лазейки в новом законе, если он будет принят, для нечистоплотных чиновников найдутся. "Нельзя записывать на несовершеннолетних? Значит, будут записывать на совершеннолетних, которых у госслужащих предостаточно", - заявил политолог в интервью "Коммерсанту". Что касается причин обсуждения законопроекта, Макаркин убежден, что он является "ответом на недовольство людей из-за серии резонансных законов, которые были приняты молниеносно" в последнее время - с целью показать, что власти ограничивают не только граждан, но и себя.
Правозащитники отнеслись к инициативе с большим сомнением. Так, замдиректора российского отделения "Transparency International" Иван Ниненко в беседе с русским Forbes назвал идею "популистской". По мнению эксперта, депутатам следовало бы принять закон не о запрете на заграничную недвижимость, а об изучении происхождения средств на ее приобретение и о контроле над расходами чиновников. Внесенный законопроект не только не решает проблем коррупции, но и закрывает путь на госслужбу состоятельным бизнесменам, желающим принести пользу России, считает Ниненко.
Мнения депутатов о законе разошлись. В Кремле заговорили о "серьезном симптоме"
Несмотря на то, что на рассмотрение Госдумы законопроект о запрете на зарубежную недвижимость внесли депутаты всех четырех фракций, представители парламентской оппозиции по-разному отнеслись к инициативе. Авторами законопроекта стали два единоросса - Вячеслав Лысаков и Валерий Трапезников и по одному представителю от других фракций - Андрей Луговой от ЛДПР/, Александр Агеев от "Справедливой России" и Олег Денисенко от КПРФ.
В ЛДПР оценили законопроект скорее негативно. "Вслед за запретом на зарубежные счета и недвижимость может возникнуть идея ввести запрет вообще на выезд. Так недалеко до железного занавеса дойти", - заявил ИТАР-ТАСС вице-спикер от либерал-демократов Игорь Лебедев. По его словам, законопроект очень спорный, так как, в первую очередь, не до конца понятна его цель. По мнению Лебедева, реакцией может быть массовое увольнение людей с госслужбы, в результате чего там останутся "одни шариковы".
В "Справедливой России" концепцию документа поддержали. Как заявил агентству накануне замруководителя фракции Геннадий Гудков, такой запрет для госслужащих будет справедливым с точки зрения национальных интересов. Ранее Гудков высказывал мнение, что законопроект будет заблокирован, так как многие чиновники хранят активы за рубежом. Эсер указывал, что если бы инициатива прошла, это было бы "бомбой". В то же время Гудков считает, что нужен дифференцированный подход. Депутат отметил, что его семья, к примеру, несколько лет назад на законных основаниях купила апартаменты в Болгарии, чтобы сэкономить на летнем отдыхе внуков. Так как эти активы прозрачны, они подпадать под запрет не должны, считает депутат.
В КПРФ "пока определенности по этому вопросу нет, на фракции он не обсуждался", сказал ИТАР-ТАСС глава юридической службы компартии Вадим Соловьев. С позицией коммунисты определятся позже. Однако сам Соловьев, по его признанию, относится скептически к документу, потому что в России нет механизма проверки наличия у чиновника зарубежных активов.
В Кремле же считают идею своевременной и важной. Источник в администрации президента заявил газете "Московский комсомолец": "Это серьезный симптом, сигнал, показывающий, насколько широкие народные массы озабочены коррупцией и проблемой контроля за расходами". Чаяния народа, мыслящего гораздо более радикально, чем представители элиты, по мнению чиновника, как раз и выражает ОНФ, пишет "МК".
Отметим, что зарубежная недвижимость есть у многих членов правительства и высокопоставленных чиновников, они этого не скрывают и даже указывают в декларациях о доходах. Так, известно, что у министра по делам "Открытого правительства" Михаила Абызова есть гараж и квартира в Великобритании, первый вице-премьер Игорь Шувалов владеет домами в ОАЭ и Австрии и квартирой в Великобритании, у полпреда президента Александра Хлопонина в СКФО есть земельный участок в Италии, а жена уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова владеет квартирой в Монако.
Примечательно, что законопроект был внесен на фоне разразившегося на днях скандала, когда блоггер Алексей Навальный обвинил главу СКР Александра Бастрыкина в приобретении недвижимости в Чехии, а также наличии у него там бизнеса и вида на жительство.