В связи с избиением солдата-срочника Андрея Сычева в Челябинском танковом училище возбуждено уже 14 уголовных дел. Об этом сообщил глава комиссии Общественной палаты РФ по контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированию судебной системы адвокат Анатолий Кучерена по возвращении из Челябинска. При этом адвокат подчеркнул, что в настоящее время "давления на военных прокуроров не оказывается".
У членов Общественной палаты, которые посетили Челябинское училище и встретились с солдатами, офицерами, пострадавшим Андреем Сычевым и обвиняемым, сложилось ощущение, что "солдат кто-то долго зомбировал" перед общением с представителями Общественной палаты, отметил Кучерена. "Они пытались говорить, что ничего не видели, ничего не произошло, и о том, что Сычев мог сам себе нанести увечья", - сказал адвокат. Он подчеркнул, что, по заключению медиков, "это абсолютно исключено".
Кучерена рассказал, что старослужащий Челябинского танкового училища Александр Сивяков, задержанный по подозрению в жестоком избиении рядового Андрея Сычева, признает, что бил сослуживца. "В беседе со мной он действительно признал, что ударил Сычева, правда, всего один раз, заставляя его заправлять кровать", - сообщил Кучерена в четверг на пресс-конференции, посвященной итогам поездки на Урал.
В то же время, по словам представителей ОП, свидетели происшествия говорят, что "Сивяков всю ночь "воспитывал" Сычева": посадил его на корточки, а когда Сычев пытался встать, заставлял садиться вновь. По мнению Кучерены, Сивяков "осознает, что он сделал". "Когда я уходил от него, он расплакался", - сообщил журналистам адвокат.
В то же время, заявил Кучерена, руководство училища и части, где служил Сычев, "ни в чем не препятствовало" членам Общественной палаты, и у них была возможность встретиться со всеми, с кем они считали нужным. Однако разговор с офицерами "с первой минуты не получился", отметил Кучерена. "Я сделал вывод, что у них есть страх, чувствуется, что они понимают, что произошло, и что они не сделали то, что должны были сделать, но признаться в этом сложно", - сказал он.
Со своей стороны член Общественной палаты Александр Афоничев высказал мнение, что "у личного состава, у командования не возникло чувства раскаяния, ответственности, наоборот - они стремились скрыть, сгладить ситуацию".
Представители Общественной палаты уверены, что причиной случившегося в Челябинском танковом училище стал общий "моральный климат" военной части. В частности, они утверждают, что местные армейские структуры пытались скрыть факт "дедовщины" и долго не сообщали о нем на уровень военного округа.
На просьбу членов Общественной палаты представить свои соображения о том, как можно искоренить дедовщину в армии, им был передан список из 11-ти пунктов, составленный офицерами, где предлагалось вернуть престиж российской армии и военной службе, повысить зарплату, вернуть гауптвахту и разрешить офицерам арестовывать солдат и содержать их на гауптвахте без санкции суда. Офицеры, по словам представителей Общественной палаты, также предлагали отменить так называемую "палочную систему", когда наказывают больше ту часть командования, которая фиксирует и информирует вышестоящее начальство о случаях дедовщины.
В свою очередь член Общественной палаты Николай Сванидзе высказал мнение, что "дедовщина в армии носит глубокий системный характер". "Избавиться от дедовщины нельзя, не изменив армию. Пока в нашу армию загоняют силком - будет плохая армия, и пока будет плохая армия - будут загонять силком. Это замкнутый круг, который надо разорвать", - сказал он.
Члены Общественной палаты надеются, что военная прокуратура досконально восстановит картину событий, происшедших в этой части в новогоднюю ночь, почему в ней оказалось спиртное и почему ни один из офицеров в ту ночь не появился в казарме.
Как сообщил Анатолий Кучерена, созданная в Общественной палате в связи с происшедшим ЧП рабочая группа широко контактирует с руководством Минобороны, с представителями обеих палат парламента и другими структурами. Он призвал всех, у кого есть предложения по искоренению дедовщины в армии, присылать их в Общественную палату по адресу: Миусская площадь, дом 7.
"Мы готовы провести широкую общественную дискуссию, чтобы найти нужное решение. Нельзя отдавать этот вопрос на откуп военным. Издадут какой-нибудь приказ, а потом система продолжит работать, как работала", - заметил Кучерена.
Он также сообщил, что врачи продолжают бороться за жизнь рядового Сычева. У него ампутированы обе ноги, половые органы и фаланг пальцев, и врачи не исключают, что возможна дальнейшая ампутация пальцев. По мнению медиков, Сычев может находиться в таком тяжелом состоянии еще около 10 дней. В случае если он пойдет на поправку, все готово для перевода его в московский госпиталь имени Бурденко, где он будет проходить реабилитацию.