Россия когда-нибудь вновь поймет ценности монархии и вернется к этому строю, однако навязывать его насильно нельзя. Такое мнение высказала великая княгиня Мария Владимировна, возглавляющая Российский императорский дом.
"Безусловно, я верю в будущее монархии в России. Вернее сказать, хочу верить, что ценности этого строя станут вновь понятны и дороги россиянам", - заявила великая княгиня в интервью, которое публикует в среду газета "Российские вести". В то же время она подчеркнула, что первой была бы против, "если кто-то предложил бы восстановить монархию вопреки желанию соотечественников".
"Даже самые добрые дела не принесут пользы, если они навязаны насильно. Пока дают себя знать последствия почти столетней антимонархической пропаганды. Требуется время, чтобы народ осознал, что монархия есть прогрессивный и современный строй, сочетающий все лучшее из многовековой истории России с реалиями нынешнего времени", - отметила Мария Владимировна.
Говоря о том, что для возвращения к монархии потребуется пересмотр Конституции, великая княгиня заявила: "Это полная чепуха. Сколько было конституций за период с 1917 года? Какой законной процедурой отменены законы Российской империи и сама монархия? После чего введена Конституция 1993 года? В конце концов, невозможно делать из закона какой-то идол".
"Никому в голову не придет спорить, что любое государство должно основываться на праве. Действующую Конституцию необходимо уважать и неукоснительно соблюдать. Между прочим, само существование Императорского дома в изгнании могло продолжаться только благодаря наличию фамильной "конституции" - закона о престолонаследии. Но времена меняются, а вместе с ними меняется и право", - заключила она.
"В оппозиции президенту не состою"
Глава Дома Романовых пояснила, что не состоит в оппозиции президенту России, но свобода мнений, существующая в стране, позволяет высказывать личную точку зрения.
"Я хотела бы, чтобы все четко понимали мою позицию. В России сейчас, слава Богу, больше нет коммунизма и есть свобода мнений. Я, как и все граждане, имею возможность высказать свои взгляды, свое видение настоящего и будущего. На сегодня и я лично, и возглавляемый мною Российский императорский дом являемся сотрудниками президента, а отнюдь не оппозицией. И мы не намерены участвовать ни в какой политической борьбе, а только желаем быть полезными своей стране и способствовать благотворным переменам в ней", - заявила она.
Комментируя приверженность некоторых ее родственников, потомков императорской династии Романовых, республиканским идеям, княгиня отметила, что "в принципе член Императорского дома, придерживающийся республиканских убеждений, это все равно, что Церковь, исповедующая атеизм".
"Мне грустно видеть, как некоторые наши родственники занимаются какой-то странной и никому не нужной политикой, понося идеалы, которым служили их предки. Очень жаль, что они не обратили внимание на эффективность демократических монархий в Европе. Если же их республиканская позиция касается только России, то получается, что они считают свое Отечество страной второго сорта", - подытожила Мария Владимировна.
"Вопрос о подлинности останков решит РПЦ"
Великая княгиня также ответила на вопрос о том, будет ли она участвовать в церемонии перезахоронения останков цесаревича Алексея Николаевича и великой княжны Марии, если по результатам научной экспертизы и идентификации предположения об их подлинности подтвердятся. "Определяющей для меня в этом вопросе была и остается позиция Русской православной церкви. Я смогу принять положительное решение только в том случае, если Святейший Патриарх Алексий Второй и Священный Синод найдут достаточно оснований для признания вновь найденных останков мощами царственных мучеников", - сказала она.
Наконец, говоря о перспективах возвращения в Россию, Мария Владимировна отметила: "Безусловно, возвращение на постоянное жительство на родину составляет мою постоянную и неизменную мечту. Но окончательный переезд станет возможным лишь тогда, когда я буду уверена, что это не только решает какие-то мои личные проблемы, а что это полезно для моей страны и служит исторической миссии Российского императорского дома, за судьбу которого я отвечаю перед Богом, памятью моих предков и российским народом".
"Может быть, в нынешнюю эпоху быть гражданами Романовыми гораздо выгоднее, чем великими князьями. Нет сомнений, что мои дед с бабушкой, родители и я с сыном в изгнании могли бы жить гораздо комфортнее, получив иностранное подданство и занявшись бизнесом. Но для этого необходимо было бы отказаться от наших идеалов", - заметила она.
"Думаю, решение о возвращении династии Романовых в Россию должно решаться на государственном уровне", - подытожила княгиня.