Пресса продолжает сообщать о все новых делах, фигуранты которых обвиняются в государственной измене и шпионаже. Источник в правоохранительных органах во вторник поведал "Интерфаксу" о трех подобных случаях расследования. Официального подтверждения этой информации нет.
По словам собеседника агентства, управление ФСБ по Краснодарскому краю в настоящее время завершает следствия по двух делам в отношении военных, которых считают предателями. Уже больше года под арестом находится обвиняемый в шпионаже военнослужащий по фамилии Германов, заявил источник. По версии следствия, офицер якобы занимался сбором секретной информации для иностранного государства.
Действия Германова нанесли ущерб безопасности России, решили следователи. Дело военного уже вышло на региональный уровень, срок ареста ему продлевался в начале года Северо-Кавказским окружным военным судом, сообщил источник.
Кроме того, в 2014 году за решетку был отправлен житель того же края Нахатакян. Со слов источника, по версии спецслужб военный совершил государственную измену. Так как обвиняемый плохо владеет русским языком, судебные заседания и следственные действия проходят с участием переводчика, сообщил источник.
Собеседник агентства отметил, что "к сожалению, военнослужащие нередко попадаются по таким делам". По его словам, всплеск задержаний приходится на различные конфликты, много было арестов во время абхазо-грузинского конфликта, их приговоры уже вступили в законную силу. "Обычное наказание - лишение свободы, воинского звания и наград", - пояснил источник.
По данным того же источника, еще один из предполагаемых "предателей Родины" был задержан спустя сутки после закрытия зимних Олимпийских игр в Сочи. К жителю Сочи по фамилии Кесян пришли с обыском сотрудники Федеральной службы безопасности, и на следующий день мужчина был арестован по обвинению в госизмене. С тех пор прошло уже больше года, однако про Кесяна не рассказывает ни пресс-служба местного ФСБ, ни региональные СМИ, отмечает "Интерфакс". Всего же до Олимпиады и во время нее было проведено несколько арестов подозреваемых в совершении преступлений против государственной безопасности.
Напомним, что в начале 2015 года года сообщалось о целой серии арестов подозреваемых в шпионаже и государственной измене, причем, как выяснилось, многие оказались за решеткой еще в прошлом году. Самым громким стало уголовное дело в отношении подозреваемой в госизмене многодетной матери из Вязьмы Смоленской области Светланы Давыдовой. Поводом для возбуждения дела стал звонок Давыдовой в посольство Украины в Москве весной прошлого года.
По данным следствия, в беседе с дипломатами Давыдова заявила, что расположенная по соседству с ее домом воинская часть N48886, где дислоцируются войска ГРУ, опустела. Женщина посчитала, что военных отправили на Украину, и сообщила об этом сотрудникам украинской дипмиссии.
Арест Давыдовой вызвал широкий общественный резонанс. Жительницу Вязьмы после протестов общественности сначала выпустили из-под стражи, а затем ее дело было прекращено за отсутствием состава преступления.
После освещения инцидента с Давыдовой в прессе стали всплывать и другие дела обвиняемых в госизмене. Так, в марте "Интерфакс" сообщал о том, что в Москве с 1 января 2014 года по 3 марта 2015 года по аналогичному обвинению в госизмене были задержаны девять человек. Среди них радиоинженер Геннадий Кравцов, пенсионер и экс сотрудник Российского федерального ядерного центра Владимир Голубев, бывший сотрудник Московского патриархата Евгений Петрин, служащий Черноморского флота Сергей Минаков, сотрудник сочинского аэропорта Петр Парпулов, бывший сотрудник МВД Роман Ушаков, бывший директор украинского оборонного завода "Знамя" Юрий Солошенко.
В конце февраля стало известно о вынесенном приговоре военнослужащим Военно-морского флота Захарию Агапишвили, Сергею Данильченко, Левану Чарквиани и Константину Яшину, которых признали виновными в "передаче секретных сведений" иностранным государствам.
По официальной статистике судебного департамента при Верховном суде РФ, в 2014 году за государственную измену было осуждено 15 человек, а в 2013 было всего три подобных обвинительных приговора. Ранее пресс-секретарь Мосгорсуда Ульяна Солопова рассказывала, что с 1 января 2014 года по март 2015 в столице было арестовано семь обвиняемых в госизмене и два - подозреваемых в шпионаже.
Правозащитники с тревогой замечали, что в России поднялась настоящая волна "шпиономании". Руководитель правозащитной организации "Агора" Павел Чиков связывает рост числа дел о шпионаже и госизменах с политикой российских спецслужб. "Эти две статьи с советского времени исключительная компетенция органов госбезопасности, обе предусматривают огромные сроки лишения свободы, сопоставимые с наказанием за несколько убийств. Обвинить в этих преступлениях можно кого угодно, и их активное использование есть явное свидетельство претензий спецслужб на монополизацию внутренней политики",- сказал "Интерфаксу" Чиков.
В свою очередь член думского комитета по безопасности и противодействию коррупции, экс глава ФСБ РФ Николай Ковалев считает, что рост числа разоблачений связан с агрессивными действиями иностранных государств, а не внутренней шпиономанией.
На Западе тоже заметили резко выросшую активность российской разведки в области поиска "шпионов". Граждане РФ, согласно данным недавнего соцопроса, разошлись в оценке происходящего: 26% увидели в этом происки западных спецслужб, 20% - отечественных.