Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова направила обращение в Следственный комитет с просьбой предоставить информацию по обстоятельствам гибели жителя Екатеринбурга во время спецоперации
Иван Абатуров / commons.wikimedia.org
Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова направила обращение в Следственный комитет с просьбой предоставить информацию по обстоятельствам гибели жителя Екатеринбурга во время спецоперации
 
 
 
Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова направила обращение в Следственный комитет с просьбой предоставить информацию по обстоятельствам гибели жителя Екатеринбурга во время спецоперации
Иван Абатуров / commons.wikimedia.org

Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова направила обращение в Следственный комитет с просьбой предоставить информацию по обстоятельствам гибели жителя Екатеринбурга во время спецоперации.

Ранее екатеринбургский портал E1 сообщил, что вечером 31 мая 27-летний житель Екатеринбурга Владимир украл в магазине четыре рулона обоев стоимостью около 8 тыс. рублей. Работники магазина погнались за ним до подъезда квартиры, но затем позволили мужчине зайти в дом и остались ждать сотрудников полиции.

Около 22:00 сотрудники полиции приехали к отцу Владимира и попросили его проехать вместе с ними к сыну и убедить его открыть дверь. По версии полиции, мужчина затащил отца в квартиру и оказал сопротивление, выпустив газ из баллончика в лицо одному из сотрудников полиции. После того, как отец и сын заперлись в квартире, на место был вызван отряд СОБР, и молодой человек был убит при штурме квартиры. Штурмовавшие утверждают, что погибший открыл огонь из предмета, похожего на автомат, и выбежал с ножом.

По словам отца убитого, сын не затаскивал его в квартиру, и дверь он открыл своим ключом. Пока они были вместе, Владимир рассказал отцу о том, что он зашел в магазин, купил обои, но после этого за ним почему-то погнались "какие-то бандиты". Он убежал от них и заперся в квартире, боясь, что его могут отправить в тюрьму.

"Он очень расстроен был, сильно расстроен. Сидел со мной в стрессе. Тишина была. Потом смотрю: стали стучаться. Я говорю: "Не стучите, что вы там стучитесь?!" А ему сказал: "Сиди здесь, не ходи никуда". [Он] нож в руки взял, которым можно было резать обои. И говорят, что он с ножом в магазине набросился. Это неправда", - рассказал пенсионер.

По версии отца, Владимир не оказывал никакого сопротивления, а оружие, которое сотрудники Росгвардии сочли за огнестрел, было страйкбольным. Когда начался штурм, Владимир пошел посмотреть, что происходит, оставив отца на диване в комнате. После выстрелов, по словам отца, раненый Владимир был еще жив, однако никто из штурмовавших квартиру не вызвал скорую помощь.

По словам юристов, прокомментировавших инцидент, необходимо в первую очередь выяснить законность самого задержания: если выяснится, что задержание было незаконным, погибший может быть признан потерпевшим. Также следует выяснить законность применения оружия при задержании: изначально сотрудники правоохранительных органов должны были стрелять не на поражение, а так, чтобы причинить наименьший вред.

Кроме того, отец имеет право довести дело о похищении обоев до самого конца для реабилитации честного имени своего сына. Если окажется, что погибший не воровал, а купил обои, то это поставит под сомнение законность задержания. Смущает их и тот факт, что администрация магазина не выложила в интернете запись инцидента, чтобы внести ясность в ситуацию.

"Если он действительно не расплатился, кидался в магазине на людей с ножом и поэтому сотрудники вооружились против него, тогда это всё должно быть на видео. Скорее всего, так и было, а сокрытие информации можно списать на наш общий массовый идиотизм, когда стараются со СМИ не дружить, информацию не давать. С другой стороны, сложно предположить, что охрана набросилась на человека просто так", - заявил адвокат Сергей Колосов.

"Меня смущает та непубличность, та закрытость, в которой сегодня происходят следственные действия. Общество должно знать, что произошло. <...> Поэтому чем быстрее они <...> скажут обществу, по какой статье и как возбуждено уголовное дело, тем останется, может быть, меньше вопросов в связи со случившимся", - добавила омбудсмен Татьяна Мерзлякова, которую цитирует "Интерфакс". По ее мнению, речь в данном случае шла не о террористической акции и ситуация не требовала вмешательства каких-то серьезных сил.

Официальный представитель Росгвардии Валерий Грибакин заявил порталу Znak.com, что мужчина ранее был судим за незаконный оборот наркотиков, а в случае с кражей обоев имело место разбойное нападение, в ходе которого он угрожал ножом персоналу. По данному факту возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 162 (Разбой, совершенный с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия)

"Росгвардия официально не комментировала данные события только в связи с тем, что необходимо было провести первоначальные проверочные мероприятия, чтобы объективно разобраться в данной ситуации", - заявил Грибакин. Он также подтвердил, что мужчина оказал сопротивление сотрудникам полиции, выбежал с ножом и применил баллончик с жидкостью, "чем нанес травмы пытавшемуся его задержать оперативнику, которому впоследствии потребовалась медицинская помощь". Он также подтвердил информацию о том, что при штурме квартиры мужчина держал в руках предмет, внешне похожий на автоматическое оружие, высказывал угрозы в адрес сотрудников СОБР и вел себя агрессивно. В результате было принято решение открыть по нему огонь.

Позже, по словам Грибакина, в квартире у подозреваемого была обнаружена сумка с несколькими ножами и арбалетом. Для чего были собраны эти вещи, будет также установлено в ходе следствия. "Мы призываем СМИ и общественность воздержаться от преждевременных выводов и дождаться результатов проверок, которые проводят сразу несколько ведомств", - говорится в конце официального заявления Росгвардии.