Журналист Илья Донских, в среду давший в Мосгорсуде показания в качестве свидетеля на процессе по делу об убийстве в январе 2009 года Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой, заявил, что адвокат был главным врагом националистов.
Как считает Донских, Маркелов являлся основной мишенью в программе "Русская игра", разработанной для молодых националистов. По его словам, размещенная в интернете программа предусматривала кровавый "карьерный рост" для националиста - от убийства "таджикского дворника" нужно было перейти к расправе над милиционером, представителем власти. Высшим достижением, по словам журналиста, составители программы считали убийство Станислава Маркелова, сообщает РИА "Новости".
Донских подчеркнул, что Маркелов был "лицом антифашистского движения", поэтому его фотографии были везде на нацистских сайтах, где он позиционировался как главный враг, в том числе на сайте "Русской игры".
Станислав Маркелов и журналистка "Новой газеты" Анастасия Бабурова были убиты 19 января 2009 года в Москве на улице Пречистенка, когда они шли после пресс-конференции адвоката. По обвинению в совершении убийства на скамье подсудимых Мосгорсуда находятся один из основателей журнала "Русский образ" Никита Тихонов и активистка организации "Русский вердикт" Евгения Хасис.
Тихонов обвиняется в убийстве, незаконном хранении оружия и подделке документов, ему грозит наказание вплоть до пожизненного лишения свободы. Он признает факты торговли оружием и подделки документов, но отрицает вину в убийстве. 23 июля 2010 года в ходе предварительного следствия с Евгении Хасис было снято обвинение в соучастии в двойном убийстве. Теперь она обвиняется в соучастии в убийстве, свою вину также отрицает.
По данным Генпрокуратуры, убийство адвоката и журналистки Тихонов и Хасис совершили совместно с неустановленными пока другими участниками группировки. Причиной преступления стали "нетерпимость, идеологическая ненависть и вражда, которую обвиняемые испытывали в связи с осуществлением адвокатом профессиональной деятельности по защите прав и свобод ряда лиц, придерживающихся антифашистской идеологии".
Бабурова была убита в целях сокрытия преступления как очевидец, отмечали в СК РФ. По данным следствия, Тихонов использовал браунинг калибра 7,65 мм, из которого произвел два выстрела в Маркелова и один - в Бабурову. Следователи устанавливают возможных соучастников этого громкого убийства.
В настоящее время Тихонов и Хасис содержатся в СИЗО. В последний раз суд продлил срок их содержания под стражей до 19 февраля.
В течение пяти лет перед убийством Маркелову постоянно угрожали
Как рассказал Илья Донских, угрозы в адрес Станислава Маркелова поступали постоянно на протяжении пяти лет до самой его смерти, в том числе угрозы размещались в интернете. По словам журналиста, адвокат был "буфером информации между антифашистами и правоохранительными органами".
Свидетель заявил, что адвокат был убежден в том, что именно Никита Тихонов совершил убийство антифашиста Александра Рюхина в 2007 году. Относительно Евгении Хасис Донских сказал, что видел ее только на процессе по делу Рюхина и у него нет никаких сведений о причастности обвиняемой к убийству Маркелова.
Как ранее рассказал Никита Тихонов, он находился в федеральном розыске по делу об убийстве Рюхина, был вынужден жить на нелегальном положении и зарабатывать на жизнь торговлей оружием. По делу об убийстве Рюхина были в итоге осуждены три человека, обвинения с Тихонова сняты, в розыске находится один предполагаемый участник убийства.
Тихонов заявил, что на его теле нет националистических татуировок, и выразил готовность раздеться
Донских также сообщил суду, что после изучения статей Тихонова считает его "радикальным националистом". По мнению свидетеля, в пользу причастности Тихонова к крайнему националистическому движению говорят татуировки на его теле со специфической символикой.
Сам Никита Тихонов признал, что у него есть татуировки, но это всего лишь художественные изображения, "узоры, посвященные языческой древности России". Он подчеркнул, что ничего подпадающего под понятия экстремизм, национализм или фашизм на его теле нет. "Свастики, эмблем СС и другой националистической символики у меня нет", - подчеркнул подсудимый. По словам Тихонова, у него есть татуировки с надписями "Русь", "Варяг", а также "Мой гнев - моя гордость" на английском языке. "Это цитата из песни рок-группы", - пояснил он.
Обвиняемый предложил раздеться в суде, для того, чтобы присяжные могли изучить его татуировки, сообщает "Интерфакс". "Мне, конечно, неприятно раздеваться перед незнакомыми людьми, но если понадобится - я готов", - заявил Тихонов в среду в Мосгорсуде.
Илья Донских, давая показания, не смог уточнить названия публикаций, которые якобы принадлежат подсудимому Тихонову. Свидетель также пояснил, что о националистических взглядах Тихонова и Хасис ему в значительной степени известно из материалов СМИ. По его словам, авторство националистических публикаций приписывается Тихонову СМИ, но его подписи под этими документами не было.
Никита Тихонов отрицает свою причастность к написанию публикаций, имеющих националистический характер. Он признает только, что помогал в издании журнала "Русский образ" до объявления в розыск по делу Рюхина. Как отметило подсудимый, "Русский образ" не был журналом националистической направленности, но "если бы там содержались лозунг "Россия для русских" и тому подобная лабуда", он был бы приобщен к материалам дела, уверен Тихонов. "Я был бы рад изучению этого журнала на заседании", - добавил подсудимый.
Обвиняемый также рассказал, что Евгения Хасис однажды помогала ему с оружием - снаряжала магазин одного из пистолетов, которыми он торговал, сообщает ИТАР-ТАСС. Он подчеркнул, что это был не браунинг, из которого впоследствии убили Маркелова и Бабурову.
Хасис следила за Маркеловым и Бабуровой, заявил свидетель
Журналист Илья Донских также заявил суду, что Анастасию Бабурову преследовали националисты. По словам свидетеля, Бабурова говорила ему, что, когда она посещала суд над националистом Максимом Марцинкевичем по кличке Тесак, друзья обвиняемого опознали ее не только как журналистку, но и посчитали ее антифашисткой и сфотографировали. "Ей было очень не по себе", - сказал Донских на допросе в среду в Мосгорсуде.
Свидетель заявил, что Хасис часто присутствовала на процессе по делу об убийстве Александра Рюхина, фигурантом которого первоначально был Никита Тихонов. Как пояснил Донских, Хасис постоянно находилась с друзьями обвиняемых и позволяла себе неодобрительные возгласы в отношении суда и Маркелова, представлявшего интересы потерпевших по данному делу.
По версии следствия, Хасис, зная адвоката в лицо, вела слежку за Маркеловым, одновременно координируя действия своего подельника Тихонова. По сведениям Донских, в ноябре 2008 года Тихонова видели неподалеку от Независимого пресс-центра во время пресс-конференции Маркелова. По пути из этого пресс-центра 19 января 2009 года и были убиты Маркелов и Бабурова.
Суд по делу об убийстве адвоката и журналистки продолжится. В ближайшее время суд приступит к допросу родителей Анастасии Бабуровой.
Обвиняемые заявили о своей непричастности к другим преступлениям
Никита Тихонов и Евгения Хасис на заседании Мосгорсуда отвергли свою причастность к другим уголовным делам. Как передает "Интерфакс", адвокат подсудимых Александр Васильев спросил у Тихонова о наличии каких-либо иных уголовных дел, возбужденных в его отношении, на что обвиняемый сказал: "Нет, ничего не известно". Отрицательно Тихонов ответил и на вопросы о допросах его по иным уголовным делам.
В свою очередь, Хасис также опровергла причастность к другим уголовным делам. Ранее СМИ сообщили о причастности фигурантов дела об убийстве Маркелова к другим преступлениям. Защита обвиняемых считает, что информация о новых преступления Тихонова и Хасис могла исходить от адвоката потерпевших по делу Владимира Жеребенкова.
22 февраля один из очевидцев убийства адвоката Маркелова и Бабуровой Андрей Мурашкин опознал в Мосгорсуде главного фигуранта дела Тихонова как совершившего это преступление. "Мужчину я видел 19 января 2009 года. Я был очевидцем убийства, произошедшего в этот день", - сказал Мурашкин в ответ на вопрос суда, узнает ли он кого-либо из подсудимых.