В Москве на тротуарных камнях возле станции Ростокино Ярославского направления железной дороги было обнаружено существенное превышение предельного уровня радиации. По версии активистов, плитка фонила, превышая норму в 10−15 раз, тогда как, по версии МЧС, никакого превышения вовсе не было
Радио Свобода / YouTube
В Москве на тротуарных камнях возле станции Ростокино Ярославского направления железной дороги было обнаружено существенное превышение предельного уровня радиации. По версии активистов, плитка фонила, превышая норму в 10−15 раз, тогда как, по версии МЧС, никакого превышения вовсе не было Фонящие камни в середине февраля случайно обнаружил житель Москвы, рассказавший, что дозиметр, лежавший у него в рюкзаке, включился и запищал, когда мужчина выходил со станции Ростокино
 
 
 
В Москве на тротуарных камнях возле станции Ростокино Ярославского направления железной дороги было обнаружено существенное превышение предельного уровня радиации. По версии активистов, плитка фонила, превышая норму в 10−15 раз, тогда как, по версии МЧС, никакого превышения вовсе не было
Радио Свобода / YouTube
 
 
 
Фонящие камни в середине февраля случайно обнаружил житель Москвы, рассказавший, что дозиметр, лежавший у него в рюкзаке, включился и запищал, когда мужчина выходил со станции Ростокино
Радио Свобода / YouTube

В Москве на тротуарных камнях возле станции Ростокино Ярославского направления железной дороги было обнаружено существенное превышение предельного уровня радиации. По версии активистов, плитка фонила, превышая норму в 10−15 раз, тогда как, по версии МЧС, никакого превышения вовсе не было. Как пишет портал "Открытые медиа", теперь плитку проверяют и в других районах.

Фонящие камни в середине февраля случайно обнаружил житель Москвы, рассказавший, что дозиметр, лежавший у него в рюкзаке, включился и запищал, когда мужчина выходил со станции Ростокино. Посмотрев на датчик, москвич увидел уровень радиации свыше 0,3 микрозиверт в час (мкЗв/ч). Обследовав место, он понял, что фонят отдельные тротуарные камни.

О своей находке он сообщил в специализированный чат дозимеристов; через несколько дней на станцию Ростокино приехала целая группа активистов (в основном противники строительства Юго-Восточной хорды) и журналистов. Их приборы показали, что 12 плиток имеют уровень 3−4,5 мкЗв/ч, превышая норму в 10−15 раз.

Активисты вызвали МЧС, сотрудники которого оградили территорию и поставили предупреждающие таблички. Однако через несколько часов, проведя повторное обследование, МЧС сообщило, что никакой радиации нет. Спустя несколько дней корреспондент "Открытых медиа" побывала на месте инцидента вместе с физиком-ядерщиком Андреем Ожаровским. Его дозиметр зафиксировал повышенный уровень - до 3,5 мкЗв/ч - на тех же 12 плитках. "Если человек пройдет по этим плиткам, понятно, он не умрет и сразу не заболеет. Но это дополнительное, главное - ничем необоснованное облучение, - объяснил эксперт. - А в зоне риска, например, работники станции, если они регулярно выходят курить на улицу, встают на эти плитки. Или, скажем, продавцы-лоточники, если они чем-то торгуют возле входа".

Плитку возле Ростокино уложило ООО "Эпоха возрождения": узнав о случившемся из СМИ, фирма заказала собственную экспертизу. Она показала уровень примерно 0,4 мкЗв/ч на некоторых плитках. Как рассказал гендиректор компании Игорь Арутюнян, превышение нормы действительно имеет место, но менее чем в полтора раза. Во вторник, 3 марта, для замены плитки соберется специальная комиссия, включая представителей РЖД. Эксперты еще раз проведут замеры, заменят плитку и отправят зараженные камни на экспертизу: свидетелями этого могут быть все желающие, включая блогеров и активистов.

По версии Арутюняна, источником фона может быть не сама плитка, а грунт под ней. "Это бывшая территория маслозавода, там все грунты пропитаны маслом, химией, всякой дрянью", - заявил он, отметив, что зараженная плитка отличается от остальной по цвету. "На нее могли что-то пролить - случайно или специально, не знаю. Выбрали место, где нет видеокамер", - добавил Арутюнян, предположив, что акция направлена против московской власти, а не конкретно его компании.

По словам Арутюняна, плитка проходит радиационный контроль только один раз - на выходе с производства. После этого выписываются необходимые сертификаты, подрядчик, укладывающий плитку в Москве, смотрит только бумаги, но сам ничего не проверяет. Не предусмотрены радиационные замеры и в тот момент, когда работа сдается заказчику - в данном случае это структуры РЖД.

Плитка для работ на "Ростокино" пришла из карьера на Урале, вблизи деревни Травники. Гранитная плитка зачастую имеет немного повышенный уровень радиации, однако случай, когда подрядчик должен заменить тротуарные камни из-за их токсичного фона, встречается в Москве едва ли не впервые. По мнению Арутюняна, под проверку теперь попала вся плитка в Москве.

Компания "Эпоха возрождения" является крупным подрядчиком АО "РЖДстрой", получившим контракты почти на 13,5 млрд рублей внутри Московского транспортного узла. С конца 2018 года "Эпоха возрождения" выиграла несколько тендеров на интеграцию Ярославского направления с МЦК. При этом "Эпоху возрождения" регулярно штрафует Ростехнадзор и другие контролеры: в прошлом году на компанию наложили семь санкций на общую сумму 350 тыс. рублей, в 2018-м - десять штрафов на 500 тыс.

В большинстве случаев претензии проверяющих заключаются в отсутствии разрешения на строительство или госэкспертизы. Это касалось и работ на станции "Ростокино", однако глава "Эпохи возрождения" отмечает, что получение разрешения на строительство и прохождение главгосэкспертизы являются обязанностью заказчика, тогда как Ростехнадзор штрафует и и заказчика, и генподрядчика, не разбираясь в чьей-либо компетенции. Источник "Открытых медиа" на рынке инфраструктурных проектов отмечает, что подрядчики зачастую действительно вынуждены начинать строительство, не дожидаясь необходимых документов, из-за давления со стороны мэрии города.