Россия стремится к усилению своего влияния в Африке через налаживание нового экономического сотрудничества, через финансирование африканских режимов, поставку военно техники и персонала, через российских наемников из частных военных компаний (ЧВК). После "победоносной" Сирии взоры Москвы обратились на Центральноафриканскую республику (ЦАР), на Ливию, Судан, Демократическую Республику Конго, Зимбабве, Камерун, Мали, Нигер, Чад, ЮАР...
В списке геополитических интересов Кремля находится более 30 африканских стран и как минимум в 20 из них уже работают российские "представители". Россия усиливает свое влияние в Африке с помощью целого арсенала средств - от оружия и энергетических сделок до тайной военной и политической поддержки. Где-то политтехнологих из команды "повара Путина" Евгения Пригожина работают на местных выборах, поддерживая те или иные политические силы, способные поддержать в дальнейшем интересы Кремля. Где-то наемники из ЧВК помогают решать проблемы местным руководителям.
А в это время в Кремле обеспечивают крепкий политический тыл этим "вмешательствам", подписывая десятки различных соглашений с африканскими странами, в которые затем отправляются российские "политтехнологи" и военные.
Одной из последний целей Кремля стал Мозамбик. Как сообщает The Times, в эту раздираемую внутренними конфликтами страну уже прибыли российские наемники и военная техника. Официально сообщается, что они будут помогать местным властям бороться с экстремистами. В провинции Кабу-Дельгадо, куда прибыли российские бойцы, действуют группировки джихадистов, которые сжигают деревни и проводят казни местных жителей.
По информации издания, российский контингент состоит примерно из 200 солдат, включая элитные войска и, предположительно, военных из ЧВК "Вагнер". Как отмечает издание, это событие наглядно демонстрирует "усиление влияния Москвы в Африке".
Издание сообщает, что Россия "участвует в борьбе за влияние в Африке" и оказывает военную помощь странам на континенте в обмен на дипломатическую поддержку или выгодные контракты на добычу полезных ископаемых. Это вмешательство преследует и иную цель - помочь несменяемому президенту России Владимиру Путину восстановить былую славу СССР в Африке.
Прибытие военных в Мозамбик состоялось через месяц после подписания в Кремле множества российско-мозамбикских документов. 22 августа в ходе визита в Россию президента Мозамбика Филипе Ньюси в гербовом зале Сенатского дворца состоялась торжественная церемония обмена экземплярами заключенных договоренностей с президентом Путиным.
Среди подписанных документов - соглашения между МВД двух стран, соглашение между правительствами двух стран о защите секретной информации, меморандум о взаимопонимании между Минприроды РФ и Министерством минеральных ресурсов и энергетики Мозамбика, соглашение о сотрудничестве между "Роснефтью" и Национальным институтом нефти Мозамбика, соглашение о разработке шельфовых месторождений природного газа в Мозамбике, соглашение о сотрудничестве в сфере электроэнергетики. Глава Минобороны Сергей Шойгу обсудил с министром обороны Мозамбика военное сотрудничество.
Москва поспешила "застолбить территорию" в Мозамбике очень оперативно - не прошло и двух месяцев с момента перемирия, подписанного 6 августа между правящей партией "Фронт освобождения Мозамбика" ("Фрелимо") и оппозиционным "Мозамбикским национальным сопротивлением" ("Ренамо"). После этого президент Мозамбика Филипе Ньюси пообещал России, что добыче углеводородов ничего мешать не будет. А президент РФ Владимир Путин пообещал, что Россия будет развивать отношения с Мозамбиком по всем направлениям.
Как пишет сегодня The New York Times, Россия неуклонно расширяет свое военное влияние по всей Африке, вселяя тревогу в западных чиновников увеличением продаж оружия, заключением соглашений о безопасности и обучающими программами для нестабильных стран или авторитарных лидеров. Расширение военного влияния Москвы в Африке иллюстрирует конъюнктурную стратегию России по получению логистических и политических выгод в Африке где и когда это возможно, цитирует статью американской газеты издание InoPressa.
К примеру, в Центральноафриканской Республике советником президента по национальной безопасности уже назначен русский, местное правительство продает России права на добычу золота и алмазов за небольшую долю от их стоимости, чтобы покупать оружие у Москвы. Кремль помогает бывшему генералу в Ливии бороться за контроль над своим правительством и огромным нефтяным рынком. Президент Судана Омар Хасан аль-Башир привлек российских наемников с целью содействия укреплению его власти на фоне общенациональных протестов. Весной 2018 года Мали, Нигер, Чад, Буркина-Фасо и Мавритания попросили Москву направить в эти страны своих военных для борьбы с исламистами.
В последние пару лет Москва активно возобновляет отношения с "клиентами советской эры", такими как Мозамбик и Ангола, и установила новые связи с другими странами. Россия ищет новые стратегические базы для своих войск, в том числе в ливийских портах на Средиземном море и в военно-морских логистических центрах в Эритрее и Судане на Красном море, если верить анализу Института изучения войны, исследовательской организации в Вашингтоне. В 2018 году году Россия подписала соглашения о военном сотрудничестве с Гвинеей, Буркина-Фасо, Бурунди и Мадагаскаром. Мали обратилась к Москве за помощью в борьбе с терроризмом, несмотря на то, что в стране находятся тысячи французских военнослужащих и миротворцев ООН.
Для полноценной работы с лидерами африканских стран Россия даже организовала специальный саммит "Россия - Африка", показывая, что теперь приоритет отдается сотрудничеству в этом направлении. На саммит, который состоится 23 октября в Сочи, прибудут главы более 40 африканских государств.
По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира, 13% от общего объема российского экспорта оружия в 2017 году было отправлено в Африку. Россия стремится к заключению соглашений о поставках оружия с теми африканскими странами, которые были изолированы Соединенными Штатами и другими странами Запада. По данным Пентагона, почти 80% всех российских военных продаж на континенте приходится на Алжир. Тунис также имеет тесные разведывательные, контртеррористические и энергетические связи с Россией. Буркина-Фасо приняла поставки военно-транспортных вертолетов российского производства и оружия воздушного базирования. Египет также становится постоянным покупателем российского вооружения. Центральноафриканская Республика подписала соглашение о военном сотрудничестве с Москвой и уже получила помощь.
Справка: российско-мозамбикские отношения
Дипломатические отношения между СССР и Народной Республикой Мозамбик (с 1990 года - Республика Мозамбик) были установлены 25 июня 1975 года, в день провозглашения ее независимости от Португалии.
Развитию контактов между СССР и Мозамбиком способствовал социалистический курс правительства этой африканской страны. Президент Самора Машел (1975-1986) четыре раза приезжал в Советский Союз, а Жоакин Чиссано (1986-2005) посетил Москву в 1987 году. СССР поставлял в страну вооружения для борьбы с антикоммунистическим "Мозамбикским национальным сопротивлением", а также оборудование, тракторы, легковые автомобили и др. К концу 1980-х годов в Мозамбике находилось более 1,5 тыс. советских специалистов, работавших в области обороны, здравоохранения и подготовки национальных кадров, в советских вузах получили образование 5 тыс. мозамбикцев.
В декабре 1991 года Мозамбик признал Российскую Федерацию правопреемницей СССР.
Основу правовой базы двусторонних отношений составляет договор о дружбе и сотрудничестве, заключенный 31 марта 1977 года. Его дополняют договоры об экономическом и техническом сотрудничестве, о торговле, о торговом судоходстве и взаимодействии в области рыбного хозяйства, о культурном и научном сотрудничестве и др. напоминает ТАСС.
После распада СССР политические отношения двух стран практически не развивались. С середины 1990-х годов началась их постепенная активизация. В июле 1996 года столицу Мапуту посетила делегация Федерального собрания РФ, в сентябре 2001 года состоялся визит в Москву парламентской делегации Мозамбика. В ходе визита министра иностранных дел Мозамбика Леонарду Симау в Россию 14-19 октября 2002 года был подписан протокол о сотрудничестве между внешнеполитическими ведомствами двух стран, на основе которого регулярно проводятся консультации.
12 февраля 2013 года Мозамбик впервые в истории двусторонних отношений посетил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. 21 апреля 2014 года в Москву приезжал глава МИД Мозамбика Олдемиру Балои, затем 25 июля того же года - премьер-министр страны Алберту Вакина. В 2016 и 2017 годах Мапуту посещали делегации Совета Федерации РФ, в июне 2017 года министр транспорта Карлуш Мешкита в качестве представителя президента посетил Петербургский международный экономический форум.
Активизации деловых контактов между Россией и Мозамбиком способствовал визит в Мозамбик 5-6 октября 2012 года министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова во главе представительной делегации. На встрече с президентом Мозамбика Арманду Гебузой обсуждались вопросы развития торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества двух стран. В октябре 2016 года страны подписали соглашение об учреждении межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Ее первое заседание состоялось 23-25 апреля 2018 года в Мапуту.
Важным направлением экономического сотрудничества стран является энергетика. В 2015 г. "РН-Эксплорейшн" (дочерняя компания "Роснефти") в консорциуме с ExxonMobil (США) выиграла право на проведение геологоразведочных работ и разработку месторождений газа на трех участках в бассейне реки Ангоче и в дельте Замбези. В декабре 2018 года в состав консорциума вошли катарская компания Qatar Petroleum, в 2019 году - итальянская Eni. На сегодняшний день "Роснефти" принадлежит в проекте 20% акций. Геологоразведывательные работы начались в апреле 2019 года.
В июле 2018 года совместное российско-мозамбикское предприятие Tazetta Resources начало добычу тяжелого минерального песка в провинции Замбези. По данным ФТС России, товарооборот России и Мозамбика в 2018 г. составил 114, 8 млн долларов (рост на 22,5 млн долларов или 24,4% по сравнению с 2017 г.). За первый квартал 2019 года торговый оборот удвоился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (с 11,2 до 24,3 млн долларов). В структуре экспорта России в Мозамбик преобладают продовольственные товары (в основном злаки) и сельскохозяйственное сырье (71,3%), а также продукты химической промышленности (21,9%), в структуре импорта - продовольствие (98,8%, рыба и морепродукты, чай, табак, овощи, фрукты, орехи и др.).
22 декабря 2015 г. в Мапуту было подписано межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве сроком на пять лет, предусматривающее поставки в Мозамбик российской военной техники и ее обслуживание. В мае 2016 г. стороны заключили соглашение о военном сотрудничестве между военными министерствами двух стран. В 2018 г. были заключены межправительственное соглашение об упрощенном порядке захода российских военных кораблей в порты Мозамбика, а также меморандум о сотрудничестве в военно-морской области между министерствами обороны двух стран.
По данным Стокгольмского института исследования проблем мира на 2018 год, на вооружении армии Мозамбика состоят более 60 танков Т-54, 30 бронеавтомобилей БРДМ-2, 40 БМП-1, 260 бронетранспортеров БТР-60 и БТР-152, восемь истребителей МиГ-21бис и МИГ-21У, вертолеты Ми-24 и Ми-8, зенитно-ракетные комплексы С-75 и С-125 и другие единицы советской техники.