Российские и зарубежные СМИ сильно разошлись в оценках итогов прошедшего накануне саммита ЕС в Брюсселе. Западные газеты в основном сходятся во мнении, что саммит прошел вяло, а на Россию следовало давить сильнее. В РФ отмечают, что Брюссель фактически предъявил России ультиматум, заморозив переговоры с РФ по соглашению о партнерстве и сотрудничестве. Впрочем, звучат мнения и о победе российской дипломатии, поскольку сторонникам жесткой линии по отношению к России не удалось добиться своего, то есть введения санкций в отношении РФ.
Британская The Times отмечает, что саммит прошел вяло и с Россией, которая спешит выгодно воспользоваться нерешительностью стран Европы, необходимо было поступить жестче. По мнению издания, члены ЕС не смогли привести к единому знаменателю две противоположных позиции - мнение Германии, убеждающей всех не провоцировать Россию, и воззрения Великобритании.
Положительным итогом саммита, отмечает The Times, стало решение оказать Грузии помощь, отправив туда триста наблюдателей. Однако ЕС не уточнил, что станет делать, если Россия будет противиться. А вот российский МИД стразу же пояснил, что у наблюдателей должна быть единственная задача – препятствовать боевым действиям грузинской стороны.
До начала саммита Евросоюза МИД РФ объявил, что согласен на "международное полицейское присутствие" в грузинских зонах безопасности. "Когда международные механизмы будут созданы, начнут полноценно функционировать", сообщили в МИДе, Россия вновь рассмотрит вопрос о необходимости нахождения своих войск в буферной зоне.
Европейские лидеры ухватились за возможное смягчение российской позиции по выводу войск и приняли резолюцию, в которой говорится, что "насущным вопросом в настоящий момент является окончательное оформление механизма международного наблюдения... который должен прийти на смену дополнительным российским мерам в области безопасности", отмечает The Washinrton Times.
Ожидать жесткого ответа Европы по отношению России не стоило, поскольку различия между 27 непохожими государствами Евросоюза нельзя сгладить, никого не огорчив. Политики опасались предпринимать какие-либо болезненные меры. Даже приостановка переговоров о соглашении о партнерстве с Москвой стала символическим жестом, а не подлинной карой: ЕС стремится к заключению новой договоренности гораздо больше, чем Россия, пишет The Guardian.
Была проявлена осмотрительность, но страны Европы продемонстрировали единодушие. Желание урегулировать конфронтацию не всегда является проявлением слабости. Евросоюзу необходимо смело переоценить российскую угрозу, но на саммите в понедельник заниматься этим было бы несвоевременно, заключает издание.
Во Франции, напротив, говорят о "триумфе" нынешнего председателя ЕС, президента Франции Николя Саркози, которому удалось объединить все 27 стран Европы, которые в едином порыве решительно осудили военную агрессию в Грузии и одностороннее признание Москвой Южной Осетии и Абхазии, постановили заморозить переговоры по соглашению о партнерстве с Россией и объявили об отправке миссии для проверки хода реализации соглашения о прекращении огня, пишет Liberation.
Европейцы начинают извлекать первые уроки из грузинского кризиса. К примеру, Николя Саркози укрепился в своей решимости усилить боеспособность ЕС, что было одним из приоритетов французского председательства, несмотря на то, что пока "разрешение кризиса между Европой и Россией не носит военного характера". Тем не менее, чтобы быть услышанным, ЕС должен обладать и другим оружием, помимо дипломатии, – теперь это начинают осознавать все (полный текст на сайте Inopressa.ru).
Российские СМИ: России предъявили ультиматум, но жестких санций не добились
Российские СМИ, анализирующие прозвучавшие в понедельник на саммите Евросоюза заявления, тоже не единодушны. И если одни пишут, что Брюссель фактически предъявил Москве ультиматум, заморозив переговоры с РФ по соглашению о партнерстве и сотрудничестве до тех пор, пока российские войска не покинут Грузию. То другие делают упор на то, что сторонникам жесткой линии по отношению к России не удалось добиться своего, то есть введения санкций в отношении России.
Именно поэтому в Москве итоги саммита расценили как победу российской дипломатии. "ЕС не только не принял санкций в отношении России, но и отошел от набившей оскомину политики навешивания ярлыков и неприятия тех или иных действий Москвы, - заявил первый зампред комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий. - Это, безусловно, уже прогресс. Результаты саммита показывают, что европейцы настроены на конструктивный диалог с нами".
Инициировавшая проведение экстренного саммита Польша и ее союзники по антироссийской коалиции рассчитывали на более жесткие меры. Однако уже в конце минувшей недели стало ясно, что в рядах ЕС нет единства по поводу того, каким языком дальше разговаривать с Россией, пишет "Время новостей".
По мнению экспертов, одной из причин разногласий между Россией и Евросоюзом является попытка РФ, почувствовавшей себя сильнее, чем 15 лет назад, пересмотреть всю модель своих взаимоотношений с ЕС, и это не нравится ее партнерам. Другим источником проблем остается значительное влияние на европейские дела со стороны США. "Внешняя политика Белого Дома обоснованно воспринимается в Москве как агрессивная, особенно в сфере обороны и международного права. Это бросает тень и на Брюссель, который стремится развивать с Вашингтоном партнерские отношения под лозунгом евроатлантической солидарности", - отмечает завсектором Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН Надежда Арбатова.
В лагере противников изоляции России вчера выделялся активностью глава МИД Испании Мигель Анхель Моратинос. Заметив, что его страна поддерживает принцип территориальной целостности государств применительно как к Косово, так и к Грузии, он заявил, что видит роль Евросоюза как "гаранта стабильности и согласия с Россией в зоне Кавказа", и пригласил своих коллег по ЕС к "диалогу" с Москвой.
Между тем, другие считают заявление Евросоюза, принятое по итогам экстренного саммита в Брюсселе, беспрецедентно жестким для России. Члены ЕС решительно осудили действия Москвы на Кавказе и признание независимости Южной Осетии и Абхазии, а также призвали другие государства ни в коем случае их не признавать.
Одними словами Брюссель не ограничился. ЕС объявил о замораживании переговоров с Россией о заключении нового СПС и выдвинул Москве ультиматум: переговоры не возобновятся, пока российские войска не выйдут из Грузии. Если же этого не произойдет до очередного саммита Россия-ЕС в Ницце, который намечен на 14 ноября, Брюссель пригрозил Москве полным пересмотром отношений, пишет "Коммерсант".
Однако еще за несколько дней до саммита европейские политики и дипломаты грозили России более серьезными последствиями. Один из проектов итоговой резолюции саммита, подготовленный Польшей, предусматривал введение финансово-экономических санкций в отношении РФ.
Среди прочего в документе предлагалось рекомендовать крупному бизнесу сократить объем финансовых вложений в Россию, ввести ограничения на экспортируемые из России сталь, алюминий и удобрения. Принятия санкций по итогам саммита не исключал и глава МИД Франции Бернар Кушнер. Жесткую позицию в отношении Москвы заняла и Великобритания. Глава британского МИДа Дэвид Милибанд призывал создать коалицию по противодействию "агрессии России в Грузии".
Президент председательствующей в Евросоюзе Франции Николя Саркози на итоговой пресс-конференции сообщил, что Вашингтон изначально предлагал более жесткий вариант ответа России. Однако, по мнению Саркози, происходящее не является поводом для игры мускулами. "Это не повод к большой войне, это не повод портить отношения, показывать мускулы. Санкции против санкций - кто из этой ситуации может выйти победителем? Я не думаю, что решение носит военный характер, и я не думаю, что это решение находится в руках НАТО ", - отметил президент Франции.
Реакция России на приостановку переговоров по заключению соглашения между РФ и ЕС оказалась дипломатически сдержанной, отмечает РБК Daily. Как сообщил постоянный представитель России при Евросоюзе, глава российской переговорной делегации Владимир Чижов, Москва не драматизирует это решение европейских лидеров.