Сокращение службы в Российской армии, первый этап которого вступил в силу 1 апреля 2007 года, подается на официальном уровне как прорыв в проведении военной реформы. Призывники 2007 года вернутся домой через 18 месяцев, призывники 2008-го – через 12. Эксперты же полагают, что это окончательно разделит армию на две части - профессиональную, вооруженную современным оружием и призывную, которой это современное оружие никто доверять не собирается, пишет газета "Новые известия".
По мнению экспертов, призывная армия в России, по сути, существует только ради того, чтобы российская военная бюрократия могла обосновывать свое существование и получать прибыль от использования бесплатного солдатского труда.
Сокращение службы до года и обещание Минобороны не отправлять срочников в горячие точки не убережет армию от "небоевых" потерь, когда солдаты гибнут в казарме спустя месяцы, а иногда и недели после поступления на службу, пишет газета. Кроме того, эксперты в один голос заявляют, что при современном вооружении такая призывная армия бесполезна.
- Призывников убивают, калечат и доводят до самоубийства еще в первый год службы
- Содержать 500 тыс. контрактников не дороже, чем "неорганизованное формирование" в 1 млн человек
Генерал-полковник в отставке Эдуард Воробьев считает, что сегодня подготовка солдата должна занимать 2,5–3 года, а не полгода, как готовят российских солдат-срочников. По словам руководителя Центра военного прогнозирования Анатолия Цыганка, переход на годичный срок службы приведет к существованию "летнего" и "зимнего" резерва - настолько отличаются навыки использования оружия в разное время года.
В 1999 год во время войны между НАТО и Югославией, выяснилось, что призывники европейских государств не способны воевать наравне с профессиональными контрактниками США. Результатом этого стал переход большинства стран Европы на профессиональную армию. В 2002 году призыв отменили Франция и Испания, в 2003-м – Словения, в 2004-м – Португалия и Венгрия, в 2005-м – Италия и Чехия, в 2006-м – Словакия и Латвия. Даже Украина планирует перейти на профессиональную армию в 2010 году.
В 2001 году президент России Владимир Путин дал поручение правительству подготовить программу "о поэтапном переходе к комплектованию армии на контрактной основе". В 2003 году появилась федеральная программа перевода на контракт ряда частей и соединений в 2004–2007 годах, на которую было выделено 79 млрд рублей для обустройства 147 тыс. контрактников. Затем это число сократили до 138 тыс., из которых 125 тыс. - в вооруженных силах, а остальные - во Внутренних войсках МВД и погранслужбе ФСБ.
В результате этих попыток к следующему году миллионная армия России будет состоять из 400 тыс. офицеров, 200 тыс. контрактников и 400 тыс. призывников. По мнению руководителя Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексея Арбатова, получается несуразица. С одной стороны - 200 тыс. профессионалов, которые не способны обслужить интересы такой обширной по территории страны, с другой - в два раза больший контингент призывников, которых можно использовать только для хозяйственных нужд.
Содержать 500 тыс. контрактников не дороже, чем "неорганизованное формирование" в 1 млн человек
По мнению эксперта, на одну профессиональную армию численностью 500-600 тыс. человек уходило бы не больше денег, чем на содержание "неорганизованного вооруженного формирования в миллион человек". В результате Россия получила бы пятую по численности армию в мире после Китая, Индии, США и Северной Кореи - вполне достаточную для решения стратегических задач.
Нехватка денег сейчас уже не может служить причиной отказа от перехода армии на профессиональную основу. Расходы на оборону в нынешнем году составят 32 млрд долларов, а на следующий год запланированы 37 млрд долларов. При зарплате в 1000 долларов в месяц, расходы на полмиллиона контрактников составили бы 6 млрд. долларов, которые у России сейчас есть. Кроме того, некоторые экономисты считают, что отмена призыва могла бы дополнительно добавить 1–2% ВВП, так как призывники могли бы работать и платить налоги, а также более тщательно выбирать вуз для обучения, а не поступать хоть куда, лишь бы не пойти в армию.
Однако настоящая причина сопротивления генералитета переходу на профессиональную армию лежит в иной плоскости. Такая реформа привела бы к сокращению числа высокопоставленных военных чиновников и лишила бы их возможности зарабатывать деньги теми способами, какими они это делают сейчас. Анатолий Цыганок отмечает, что в миллионной российской армии служат 1100 генералов, тогда как в полуторамиллионной американской - 847. Кроме того, финансовая деятельность частей является "непрозрачной", что позволяет расхищать деньги, которые должны идти на содержание солдат по призыву.
Алексей Арбатов считает, что переход на профессиональную армию привел бы к сокращению генералитета в два раза, чего не хочет никто из командования.
Между тем, все последние случаи криминала в частях российской армии доказывают бесполезность снижения сроков службы для повышения безопасности солдат. По статистике, убивают и калечат многих призывников именно в первый год службы.