Россия выдаст Узбекистану 13 иностранцев, подозреваемых в причастности к экстремизму и терроризму
Архив NEWSru.com
Россия выдаст Узбекистану 13 иностранцев, подозреваемых в причастности к экстремизму и терроризму
 
 
 
Россия выдаст Узбекистану 13 иностранцев, подозреваемых в причастности к экстремизму и терроризму
Архив NEWSru.com

Генеральная прокуратура России приняла решение об экстрадиции 12 задержанных в Иваново граждан Узбекистана и 1 гражданина Киргизии, подозреваемых в участии в андижанских событиях в мае 2005 года. Это решение принято несмотря на то, что недавно все узники получили статус мандатных беженцев ООН. Правозащитники называют обвинения в их адрес "сфабрикованными".

"Все они подозреваются в участии в экстремистском, преступном сообществе, в публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности, терроризме, диверсии, убийстве, массовых беспорядках и незаконном приобретении огнестрельного оружия и боеприпасов", - говорится сообщении, опубликованном на сайте Генпрокуратуры.

Там отметили, что "запрос о выдаче подозреваемых не связан с преследованием их по политическим мотивам, а также с расовой принадлежностью и вероисповеданием". "Речь идет только о привлечении к уголовной ответственности лиц, совершивших особо тяжкие преступления", - утверждает Генпрокуратура.

"Узбекская сторона гарантирует, что в соответствии с нормами международного права и национального законодательства выданным лицам будут предоставлены все возможности для защиты, в том числе помощь адвокатов. Они не будут подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему честь и достоинство человека обращению или наказанию", - заключили в Генпрокуратуре.

Однако против их экстрадиции выступают правозащитные организации и Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, мотивируя это тем, что в Узбекистане не отменена смертная казнь, отмечает газета "Известия".

Как сказала в интервью "Эха Москвы" глава комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина, решение России выдать Узбекистану этих людей, противоречит международным соглашениям, и прежде всего потому, что эти люди находятся под защитой конвенции ООН, как лица, ищущие убежища. Кроме того, они признаны беженцами Верховным комиссариатом ООН. Светлана Ганнушкина так же добавила, что решение об экстрадиции обязательно будет оспорено, причем не только в российских судах, но и в Европейском суде по правам человека.

Напомним, что 14 этнических узбеков (12 из них - граждане Узбекистана, один - гражданин Киргизии и один - России) были взяты под стражу год назад после майских событий в Андижане, повлекших гибель сотен людей. Началось рассмотрение запроса властей Узбекистана о выдаче арестованных, которых власти обвиняли в причастности к организации кровавых беспорядков.

До того как попасть в изолятор временного содержания, узбеки занимались бизнесом - четверо из задержанных, например, являлись учредителями компании "Российский текстильный союз" - "Ростекс". Они занимались импортом в Россию узбекского хлопка. Как считает прокуратура Узбекистана, "Ростекс" был связан с организацией "Акрамия" и участвовал в финансировании андижанского мятежа, в котором погибло почти 200 человек.

На сторону узбеков встали правозащитные организации, сразу обнаружившие процессуальные и иные нарушения прав иностранцев, сообщает "Российская газета". По словам одного из адвокатов Ирины Соколовой, их содержали под стражей незаконно. Сначала они были задержаны, а уже потом им были представлены постановление суда и запрос властей Узбекистана. Кроме того, судебное постановление о задержании датируется июлем 2005 года, и с тех пор не продлевалось. Однако по итогам рассмотрения жалоб на эти нарушения районные суды Иванова приняли решение отказать в изменении меры пресечения.

Адвокаты попробовали избежать экстрадиции и другим способом - признать узбеков беженцами на том основании, что по некоторым пунктам обвинения на родине им грозит смертная казнь.

Но управление Федеральной миграционной службы по Ивановской области отказало узбекам в статусе, ссылаясь на действующее законодательство России. Так как иностранцы при въезде на нашу территорию не преследовались властями своей страны, то они не могут стать жертвами преследований по признаку расы, национальности, вероисповедания и после их депортации на родину. Защита обжаловала в суде и это решение, потерпела неудачу, обжаловала и вердикт суда, но с таким же успехом.

И все-таки арестованные получили мандат беженцев, но другим путем. Несколько месяцев назад в Иваново приехали четверо юристов Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев. По результатам их бесед ООН признало всех беженцами, обнаружив критерии получения статуса: узбеки являются иностранцами, они необоснованно преследуются властями Узбекистана, причем по религиозным и клановым признакам.

Большую часть "ивановских узбеков" составляют предприниматели, работавшие в Андижане. Один из задержанных - гражданин Киргизии Мамиржон Таштемиров - тоже должен быть выдан Узбекистану, хотя, по утверждению адвокатов, имеет алиби: в момент событий он находился в Турции, где жил уже два года. В Иваново он приехал курьером, чтобы привезти образцы ткани одному из задержанных узбеков - предпринимателю Хатаму Хаджиматову. Кстати, Хаджиматов - единственный из 14 задержанных, который избежал угрозы возвращения на родину. Он был отпущен, как имеющий Российское гражданство, успел выехать в Украину, а оттуда, получив статус беженца, - в Норвегию.

Как сказал помощник Ивановского прокурора Александр Копытов, Россия и Узбекистан подписали договор о правовой помощи. В нем четко прописаны случаи отказа в выдаче подозреваемого в совершении преступлений, под которые не попадает ни один из "ивановских узбеков". На принятие решения об экстрадиции не повлияло и решение комиссара ООН. Договор с Узбекистаном оказался превалирующим.

Между тем, как и в случае Таштемирова, о решении Генпрокуратуры стало известно непосредственно перед началом судебного заседания по рассмотрению жалоб адвоката "ивановских узбеков", Ирины Соколовой, на незаконное содержание ее подзащитных под стражей.

1 августа представитель прокуратуры в помещении Советского районного суда Иваново предъявил всем девятерым заключенным факсимильные копии уведомлений о принятом решении об их выдаче, в ознакомлении с которыми и предложил расписаться, объяснив, что оригиналы документов идут по почте. Ивановские узники отказались подписывать что-либо в отсутствии адвоката.

Судьи Карпова и Почерников, под председательством которых проходили слушания, приобщили факсы к материалам дел, однако отказали Соколовой в предоставлении возможности сделать копии с постановлений об экстрадиции ее подзащитных. Письменный отказ на соответствующее ходатайство адвоката подписал Валерий Почерников, нарушив тем самым право защитника снимать копии с материалов дела, отмечает Фергана.ру

Суд отклонил жалобы адвоката на несоблюдение прокуратурой установленных законом сроков содержания под стражей, ссылаясь на положение ст. 125 УПК РФ о том, что действия (бездействие) должностных лиц, ущемляющие конституционные права и свободы участников уголовного судопроизводства, можно обжаловать в суде по месту производства предварительного следствия.

Фактически это означает, что Советский районный суд Иваново переадресовал "ивановских узбеков" обжаловать незаконное содержание их под стражей в Иваново в судебные инстанции Узбекистана, поскольку обвинения, по которым они более года находятся в заключении, предъявлены Ташкентом.

По данным ПЦ "Мемориал" и Комитета "Гражданское содействие", на 02.08.2006 решения об экстрадиции приняты в отношении следующих лиц:

1. Мамиржона Таштемирова;
2. Илхомжона Исмоилова;
3. Оббосхона Махмудова;
4. Абдуррауфа Мухамадсобирова;
5. Изатулло Мухаметсобирова;
6. Рустама Наимова;
7. Шукруло Сабирова;
8. Сардорбека Улугходжаева;
9. Искандербека Усманова;.
10. Хуршида Хамзаева.

Сведениями о принятии Генпрокуратурой решений относительно Умарали Алимова, Кабула Касимхужаева и Махмуда Рустамходжаева правозащитники не располагали, но всесте с ними число экстрадируемых в Узбекистан составляет как раз 13.