В преддверии саммита G8 на японском острове Хоккайдо президент России Дмитрий Медведев дал интервью СМИ восьми держав
Вести
В преддверии саммита G8 на японском острове Хоккайдо президент России Дмитрий Медведев дал интервью СМИ восьми держав резидент был многословен, проницателен, часто неконкретен по глобальным вопросам, зато рассказал о том, сколько раз созванивается с Путиным по разным вопросам
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В преддверии саммита G8 на японском острове Хоккайдо президент России Дмитрий Медведев дал интервью СМИ восьми держав
Вести
 
 
 
резидент был многословен, проницателен, часто неконкретен по глобальным вопросам, зато рассказал о том, сколько раз созванивается с Путиным по разным вопросам
Вести
 
 
 
Когда Медведева спросили, как ему работается, он проницательно уточнил: "Что вы имеете в виду?". Оказалось, американским журналистам интересно, сколько времени он каждый день разговаривает с Путиным
Вести
 
 
 
Президент заявил о недопустимости вмешательства в вопрос уголовного преследования российских граждан, в том числе экс-главы "ЮКОСа" Михаила Ходорковского, ни государства, ни тем более извне
Вести

В преддверии саммита G8 на японском острове Хоккайдо президент России Дмитрий Медведев дал интервью СМИ восьми держав. Президент был многословен, проницателен, часто неконкретен по глобальным вопросам, зато рассказал о том, сколько раз созванивается с Путиным по разным вопросам. Вторая часть, когда все обязательные вопросы по внешней политике уже были заданы, явно интересней.

Медведев рассказал журналистам о том, что надо перестроить мировую экономику, чтобы бороться с кризисами, о роли в этом "восьмерки", о наследии Путина и деле Ходорковского, о глобальной безопасности, об отношениях с Британией и Японией и о Курилах. Нашлось время и для энергетической безопасности, для Косово, для демократии на просторах СНГ, для пары оценок по поводу "Медведева как либерала" и свободных СМИ, а также об опросе социологов, показавшем, что элита среднего класса желает эмигрировать из России.

В России текст интервью опубликовало "Время новостей". Инопресса в комментариях к нему отмечает контраст между молодым президентом и старой политикой, которой он в основном придерживается.

О президентстве

Когда Медведева спросили, как ему работается, он проницательно уточнил: "Что вы имеете в виду?". Оказалось, американским журналистам интересно, сколько времени он каждый день разговаривает с Путиным.

"Иногда мы несколько раз созваниваемся или видимся, иногда вообще не разговариваем. - сообщил президент. - Слава богу, государственное устройство у нас такое и система принятия решений, что для того, чтобы решать какие-то актуальные вопросы, вовсе не обязательно постоянно созваниваться. Это зависит от текущей ситуации, очень по-разному".

"Могу вам честно сказать, легче не стало точно, и у меня никаких иллюзий не было, что я после избрания, сев в кресло президента, смогу расслабиться и сказать: "Ну все, цель достигнута, я избран на высший государственный пост, пусть другие коллеги поработают, а я буду царствовать". Так невозможно рассуждать, это ерунда", - заявил Медведев.

Он заметил, что уже много лет работает в исполнительной власти, и хорошо знает, как это устроено: "По сути, это та же самая работа. Но степень ответственности другая".

О деструктивных силах

Прокомментировал президент недавнее заявление замглавы своей администрации Владислава Суркова, который объявил, что некие деструктивные силы пытаются внести разлад между ним и премьером Путиным.

Он объяснил это демократией: "Каждый человек имеет право, возможность комментировать те или иные процессы. И мои коллеги тоже этим занимаются, это нормально абсолютно. Я уверен, что текущая конфигурация власти не нравится определенному числу политиков, она, наверное, не устраивает и определенную часть населения. Но это и есть демократия... Называть поименно деструктивные силы было бы смешно. Я не поклонник конспирологических теорий... Совершенно очевидно, что в любом развитом государстве существует система политической конкуренции... Я считаю, что это нормально".

Медведев не видел опроса о богатых эмигрантах

Президент заявил, что не видел опроса социологов, который показал, что более половины обеспеченных россиян - элита среднего класса - готовы уехать из страны навсегда или на время, опасаясь произвола чиновников.

Опросу он не особенно верит "по личным ощущениям". "Вопрос ведь еще и в том, как задавать соответствующий вопрос. Понимаете, это такая тонкая технология, в том числе социологическая. Но, конечно, государство за этими процессами должно следить, не допуская массированного оттока молодежи за границу".

"По моим ощущениям, количество людей, которое хочет покинуть страну окончательно, что называется, для того, чтобы переселиться в какие-то другие страны, за последние годы существенно уменьшилось. И я здесь сужу не по каким-то даже опросам, а, скажу откровенно, по настроениям своих товарищей, которые не работают ни на государственной службе, ни в каких-то других важных присутственных местах не появляются", - заявил президент.

Против вмешательства государства в дело Ходорковского

Президент заявил о недопустимости вмешательства в вопрос уголовного преследования российских граждан, в том числе экс-главы "ЮКОСа" Михаила Ходорковского, ни государства, ни тем более извне.

"У государства как у такового на эту тему позиции быть не должно. И до тех пор, пока я руковожу страной, являюсь президентом Российской Федерации, я буду исходить из этого", - заявил он.

На вопрос, не считает ли он недавнее заявление французского парламентария о том, что в деле Ходорковского "было политическое измерение", вмешательством во внутренние дела РФ, Медведев ответил: "Мы должны обособить судебную власть от всех способов влияния на нее как со стороны частных лиц, бизнес-корпораций, так и со стороны других государственных органов".

"По теме уголовного преследования любого лица, в том числе и Ходорковского, позиция может быть только у правоохранительных органов. Если они считают ее достаточной, они предъявляют обвинение. Позиция должна быть у защиты, вполне понятно, защита всегда существует для того, чтобы искать изъяны в обвинении. Наконец, финальная позиция должна быть у суда", - отметил президент.

Нужны новые глобальные экономические договоры

Интервью началось с вопроса об экономических кризисах. Медведев подробно описал происходящее в мире с упором на неурядицы в США и заявил, что систему надо модернизировать под современные реалии.

"Отсюда идеи, которые возникли в ряде государств, о том, чтобы постараться отрегулировать эту финансовую систему по-новому. Во-первых, она должна быть более справедливой. Она должна учитывать тот набор рисков, которые являются актуальными на сегодняшний день. Она должна учитывать негативный опыт, связанный с перегревом экономики: и мировой экономики в целом, и экономик других государств. Она должна учитывать негативный опыт, связанный с ипотечными системами", - заявил президент.

Правда, до конкретики пока далеко: "Для этого нужно как минимум сформулировать эти предложения и начать переговоры о том, как эта система могла бы выглядеть. Сейчас подобные предложения готовятся рядом государств, я уже об этом сказал, в том числе Великобританией. Готовятся подобные предложения и нами".

Сбалансированная Россия. И без коррупции

Спросили Медведева и о курсе его политики, будет ли он верен заветам Путина. "Он должен быть, этот курс, стабильным и сбалансированным, без каких-то причуд и изгибов. Поэтому о наших приоритетах на ближайшие, по сути, 15--20 лет мы заявили еще восемь лет назад, и с тех пор цели развития Российской Федерации не меняются", - заявил Медведев.

Меняются, по словам президента, лишь акценты, нюансы. "Какие-то проблемы мы решаем достаточно успешно, а по каким-то мы не можем сдвинуться вперед. Одна из кричащих проблем, о которой я специально некоторое время назад не только стал говорить, но и предпринимать определенные действия в этом направлении, - это коррупция. Мы, к сожалению, мало что сделали за истекшее время для того, чтобы справиться с этой проблемой".

Внешняя политика: Япония и Британия

В целом тот рост торгово-экономического сотрудничества, который демонстрируют наши экономики в последнее время, очень хорош, заявил Медведев о Японии.

Курилы - единственный серьезный вопрос, по которому пока есть разногласия, подчеркнул он. "Я считаю, что мы, во-первых, не должны драматизировать эту ситуацию. Мы должны двигаться вперед, должны обсуждать эту тему в соответствии с теми декларациями, которые были ранее сделаны, мы не должны пытаться достигнуть максимальных результатов за короткий период, потому что скорее всего они невозможны, но мы должны открыто обсуждать и те идеи, которые уже существуют, и те идеи, которые формируются", - заявил президент.

Надеется Медведев и на улучшение отношений с Британией: "Я не так давно разговаривал с премьером Брауном, у нас был спокойный, хороший разговор. Мы договорились повидаться на "восьмерке". Не так давно мой помощник посетил Великобританию для того, чтобы обсудить нюансы этой встречи. Идет подготовка. Я считаю, что этот контакт, эта встреча должна быть полноценной и полезной, тем более что у нас превосходные экономические связи, никогда таких не было, огромные инвестиции, колоссальные по объему торговые контакты. И наша задача - не политизировать эту сферу, а развивать ее спокойно".

О себе - либерале с ценностями

Один из первых личных вопросов был о том, считает ли Медведев себя либералом. "Знаете, я никогда не пытался отклассифицировать себя под какую-то шкалу, потому что человек всегда гораздо более многообразен, чем тот лейбл, который на него обычно наклеивают. Другое дело, что вся совокупность поведения человека позволяет его характеризовать определенным образом, говорить, что он кто-то - этот человек консервативных убеждений, этот человек либеральных убеждений, этот человек просто социалист, еще кто-то радикал".

"С учетом того, что я молодой президент, мне бы не хотелось никаких оценок давать пока самому себе. Это вообще не мое дело", - сказал Медведев.

"Но то, что у меня есть определенный набор базовых ценностей, привитых мне еще в университетские времена, которые для меня являются фундаментальными, это абсолютно точно. Как их характеризовать, это вопрос вкуса, но я всегда исходил из того, что должен соблюдаться приоритет законов и верховенство законов, принимаемых парламентом, по отношению к подзаконным актам; необходимо бороться с правовым пренебрежением, с правовым нигилизмом; экономика должна основываться на ценностях рынка, а право собственности подлежит безусловной защите", - сообщил он.