В последнее время российские СМИ неоднократно обращались к теме многочисленных преступлений милиционеров. Импульс этой тенденции придала история начальника столичного ОВД "Царицыно" майора Дениса Евсюкова. В конце апреля Евсюков открыл стрельбу по людям в московском магазине. В результате погибли двое, были ранены семеро человек.
Пресса писала о том, что милиция - это коррумпированная и околокриминальная структура, где царит абсолютная безнаказанность. В правоохранительных органах, писали СМИ, работают "подонки" и неудачники, а число совершаемых ими преступлений растет. В среду эту тему развивает журнал "Большой город".
В издании представлены рассказы шести анонимных сотрудников правоохранительных органов о своей работе. Еще один собеседник журнала назван - это председатель Координационного совета профсоюза сотрудников милиции Москвы Михаил Пашкин.
Сотрудники милиции объясняют многочисленные нарушения своими низкими доходами, а также необходимостью соответствовать плану по раскрываемости преступлений. Они называют свои дополнительные способы "заработка" - ограбления пьяных, подбрасывание наркотиков, взятки за нарушения на дорогах. При этом, сообщают источники журнала, сотрудники милиции убеждены, что имеют право делать все что угодно.
В соответствии с 650-м приказом 2005 года, количество раскрытых преступлений должно все время расти. Поэтому, объясняют представители правоохранительных органов, милиционеры так часто подбрасывают улики.
По словам собеседников "Большого города", при несоответствии плану также можно купить уголовное дело у участкового по договорной цене.
Милиционеры рассказали о самых доходных местах работы - это ГИБДД и привокзальные станции метро. На дорогах сотрудники правоохранительных органов больше всего любят "пьянку, встречку и превышение больше, чем на 40 км/ч, а лучше, конечно, на 60". Нарушения тех, кто отказывается решать вопрос на месте, регистрируются для статистики.
Нести службу около вокзалов "ставят только самых доверенных сотрудников - так называемых хороших: которые не будут жадничать и как следует поделятся с руководством", отмечают милиционеры.
Сотрудники УСБ "кормятся" уже за счет милиционеров. "Мы для них то же, что таджики для нас", - отмечает один из собеседников журнала.
Источники "Большого города" также выразили сожаление в связи с отставкой начальника ГУВД Москвы Владимира Пронина, которая проследовала после истории со стрельбой в московском магазине. "Только благодаря Пронину, который смог наладить конструктивные отношения с Лужковым (Юрий Лужков - мэр Москвы), вся милиция получала так называемую мэрскую надбавку", - отметили они.
Примеры анонимных "откровений"
"Едешь по улице, видишь, бьют кого-нибудь или обокрасть пытаются. Подъезжаешь, задерживаешь нарушителя и говоришь ему: "Или ты мне сейчас все свои деньги отдаешь, или я по рации про тебя в отделение передам". Он отдает. Ну и потерпевший, как правило, против такого расклада не возражает - ему лучше все на месте решить, чем у нас в отделении до ночи сидеть, показания давать".
Главная радость тех пэпээсников, которые хотят срубить денег, - убывающие граждане: они спешат, да и деньги у них при себе есть. Если поддатенький или без документов - вообще счастье. Цепляют такого, проверяют. Гражданин, как правило, сам показывает билет: у меня, мол, поезд. Это и есть самая большая ошибка - если билет не показывать, можно дешевле откупиться. А так его отводят в отделение, проводят досмотр вещей, смотрят, сколько наличности у клиента. И начинают крутить: мы тебя задерживаем для установления личности (если без документов) или до полного вытрезвления (если выпивши). Это все по закону, но человеку-то деваться некуда - у него поезд уходит. Стандартная цена вопроса - половина имеющихся в кармане денег.
Пэпээсниками ведь работают в основном иногородние или в лучшем случае из области - контингент там не приведи господи. Проверяли мы пару раз общаги, где они живут, - это просто кошмар, хуже притонов. Шлюх каких-то убогих к себе водят (непонятно даже, где такое отребье откапывают-то), бухают все время, даже поножовщина случалась. Такие, кстати, не гнушаются даже у людей по карманам шарить - у тех, кто на конечной в вагоне заснул. Его ведь, прежде чем разбудишь, можно и обчистить.