По данным ЦИК, Дмитрий Медведев получил наибольшее число голосов в Дагестане, Ингушетии, Чечне, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, а также в Чукотском АО, Тыве, Башкортостане, Ямало-Ненецком автономном округе. Такие данные привел сегодня глава ЦИК РФ Владимир Чуров на пресс-конференции, передает ИТАР-ТАСС.
По официальным данным, на 8 часов утра Медведева поддержали: в Дагестане - 91,9%, в Ингушетии - 91,6%, в Чечне - 91,2%. По словам Чурова, в Чеченской Республике явка на выборы составила 91,2%, в Карачаево-Черкесии - 92,2%, Ингушетии - 92,3%, в Кабардино-Балкарии - 91,7%, в Дагестане - 90,39%.
- Human Rights Watch комментирует: цифры завышены
Между тем группа мониторинга выборов в Ингушетии, которая состояла из местных жителей, обнародовала свои данные - в выборах приняли участие 5742 человека - это 3,5% от числа зарегистрированных избирателей, сообщает сайт "Ингушетия.ru".
На сайте приводятся подробные данные. Группа независимых наблюдателей из 8 человек, в том числе и двух иностранцев, посетила более 20 избирательных участков, на которых ими была зафиксирована явка всего 70 человек.
По информации одного из сопровождавших группу, они прибыли в республику с санкции члена ЦИК РФ, чтобы объективно выяснить ситуацию с явкой на голосование в Ингушетии. Группа применяла видеозапись и другие методы фиксации происходящего на участках. Группой был зафиксирован факт перемещения по республике нескольких автобусов в сопровождении съемочных групп местного телевидения и журналистов некоторых СМИ, которые посещали избирательные участки и устраивали на них шоу с репортажами о голосовании.
Также в Ингушетии не были выполнены обещания Чурова установить на каждом избирательном участке в республике камеры видеонаблюдения. Журналисты, побывавшие на десятке избирательных участков (в городах Назрани, Малгобеке, Карабулаке) сообщили "Новой газете", что никаких камер видеонаблюдения там не было. Председатели и члены избирательных комиссий просто смеялись, когда их спрашивали, почему нет этих камер.
По словам собеседников издания, на избирательных участках присутствовали сотрудники ОМОНа и милиции. Как и на российских избирательных участках, в Ингушетии также наблюдались многочисленные нарушения: массовый вброс бюллетеней, принудиловка (учителей заставляли голосовать по нескольку раз), главы администраций сел нанимали машины и подворно объезжали жителей, "рекомендуя" им прибыть на участки и проголосовать.
Наблюдатели от КПРФ в Дагестане подали первые протесты, в которых заявляют о нарушениях закона в ходе голосования на различных избирательных участках в республике. В основном речь идет о массовом вбросе бюллетеней, сообщает "Кавказский узел", описывая подробно каждый случай.
Член ЦИК Сиябшах Шапиев уже прокомментировал результат независимого мониторинга выборов в Ингушетии, назвав чрезвычайно низкие данные "провокацией оппозиционных сил", сообщает "RB-Деловая сеть".
Напомним, что официальные данные явки на выборах в Ингушетии 2 марта оказались все-таки ниже, чем во время декабрьских выборов в Госдуму - тогда она составила почти 100%.
Декабрьские результаты были поставлены под сомнение местной оппозицией. В качестве доказательства оппозиционеры решили провести альтернативный опрос среди избирателей на предмет их участия в думских выборах.
По словам инициаторов, в рамках акции "Я не голосовал!" было собрано более 87 тысяч заявлений от якобы проигнорировавших выборы жителей Ингушетии, которые затем планировалось передать в Генпрокуратуру РФ для проведения последующей проверки. Однако по неизвестным причинам акция не получила дальнейшего продолжения. Собранный материал так и не был передан в прокуратуру.
Human Rights Watch комментирует: цифры завышены
"Есть все основания полагать, что названные цифры относительно явки на выборах в Чечне и Ингушетии завышены", - заявила эксперт российского офиса международной правозащитной организации Human Rights Watch Татьяна Локшина на пресс-конференции в понедельник в Москве. Впрочем, на пресс-конференции с самого начала она подчеркнула, что ее организация не исследует политику. Это не в ходит в мандат организации, а потому все рассуждения о непосредственно выборах, явке и политической оппозиции следует рассматривать как ее личные соображения. Позицию Human Rights Watch могут отражать выкладки, связанные с правами человека и контртеррором, отметила Локшина.
"Я не присутствовала ни в одной из республик, но и не считала нужным. Выборы там проходят по обкатанной схеме", - добавила правозащитница. Сайту NEWSru.com она уточнила, что в данном случае она имела в виду исключительно Чечню и отмечала, что ситуация в Ингушетии гораздо более сложная.
При этом, по ее словам, в столице Чеченской республики Грозном голосуют не очень активно. "Хотя сейчас уровень вооруженных конфликтов в республике низкий, люди из Грозного по привычке на время крупных мероприятий уезжают в село", - добавила Локшина.
Вместе с тем, сказала Локшина, в селах ситуация совсем иная. "Между главами администраций происходит своеобразное соревнование: в чьих районах лучше проголосуют, и даже есть своеобразные призы", - отметила она.
При этом она высказала мнение, что проголосовали действительно очень много людей, и многие поддержали кандидата в президенты Дмитрия Медведева.
Как отметила представитель правозащитной организации, в Ингушетии цифры по явке также завышены. "Ингушская оппозиция утверждает, что они сформировали группу из 220 человек, которая занималась наблюдением за ходом голосования. И вот по данным этого наблюдения, явка составила 3,5%. Конечно, та официальная цифра 92,3% чудовищно завышена, но 3,5% настолько же чудовищно занижена", - отметила Локшина, которую цитирует "Интерфакс".
Население республики в основном политически не активно, заключила правозащитник.