Второй приговор по делу ЮКОСа породил новое "письмо интеллигенции" в защиту судебной системы России
Russia Today
Второй приговор по делу ЮКОСа породил новое "письмо интеллигенции" в защиту судебной системы России На этот раз инициатором назвался исполнительный директор общественного комитета "За открытость правосудия" Денис Дворников, о котором из открытых источников известно не так уж много
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Второй приговор по делу ЮКОСа породил новое "письмо интеллигенции" в защиту судебной системы России
Russia Today
 
 
 
На этот раз инициатором назвался исполнительный директор общественного комитета "За открытость правосудия" Денис Дворников, о котором из открытых источников известно не так уж много
epochtimes.ru
 
 
 
По мнению авторов документа, необходимость глубокого реформирования системы правосудия в России очевидна, это признается и президентом, и гражданами, и самими представителями судебного сообщества
RTV International
 
 
 
Отсутствие независимого суда в России подтвердил председатель КС
Первый канал

Явление "дежа вю" в жизни российского общества - после второго обвинительного приговора Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву появилось письмо ряда известных деятелей в защиту существующей в стране судебной системы. Похожее было распространено в 2005 году после первого судебного решения по делу ЮКОСа - оно известно как скандальное "письмо пятидесяти" или "письмо интеллигенции". Скандальное - потому что заказчики и авторы этой публикации стоимостью 11 тысяч долларов, размещенной в "Известиях" как рекламный текст, так и остались неизвестными, а также потому, что подписавшие письмо лица одно за другим стали отрицать свое участие в этом.

На этот раз инициатором назвался исполнительный директор общественного комитета "За открытость правосудия" Денис Дворников, о котором из открытых источников известно не так уж много. Он - кандидат юридических наук, бывший ответственный секретарь ассоциации неправительственных организаций "Гражданский контроль". Его имя значится на сайте Общественной палаты РФ, а также он ведет блог на сайте "Эха Москвы".

По словам Дворникова, письмо в защиту российской судебной системы подписали всего 55 человек (полный ТЕКСТ и СПИСОК подписантов на сайте комитета "За открытость правосудия"). Среди них глава комиссии Общественной палаты по надзору за деятельностью правоохранительных органов Анатолий Кучерена, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин, главный тренер сборной команды России по художественной гимнастике Ирина Винер, заслуженный мастер спорта, депутат Госдумы Владислав Третьяк, Заслуженные артисты РФ Аскольд и Эдгард Запашные, телеведущая, член Общественной палаты Тина Канделаки, певец, Народный артист России Николай Расторгуев и другие.

- Адвокат Ходорковского: дело ЮКОСа - далеко не единственная вопиющая несправедливость в суде
- Отсутствие независимого суда в России подтвердил председатель КС

Николай Расторгуев и братья Запашные, с которыми связался "Интерфакс", подтвердили, что поставили свои подписи под письмом, которое, очевидно, войдет в историю как "письмо пятидесяти пяти". Кстати, отметим, что, как и в случае с подписантами первого письма, многие из тех, чьи фамилии стоят под новым письмом, являются членами партии "Единая Россия".

В тексте документа, распространенного в четверг в Москве, говорится, что на фоне второго дела бывших руководителей ЮКОСа судебная система России "подвергается дискредитации" и в эту кампанию "оказалось втянуто общество". Общий вывод, который можно сделать из содержания письма, - "некоторые отдельные институты и лица на почве личных политических пристрастий манипулируют общественным мнением, используя резонансные судебные дела последнего времени, прежде всего дело Ходорковского и Лебедева".

По мнению авторов документа, необходимость глубокого реформирования системы правосудия в России очевидна, это признается и президентом, и гражданами, и самими представителями судебного сообщества. "Однако делать это под давлением отдельных институтов и лиц, тем более находящихся в конфликте с законом или допускающих возможность его выборочного применения, бессмысленно и опасно", - подчеркивается в письме.

При этом авторы считают, что дискуссия по наиболее громким судебным делам "не является сравнительным анализом доказательной базы - большинство ее участников не знакомы с материалами следствия и по сути обмениваются взаимными упреками и обидами на почве личных политических пристрастий".

"Понятно стремление родственников и ближнего окружения обвиняемых использовать все возможности и ресурсы для выстраивания системы защиты. И здесь все идет в ход - эмоции, публикации в прессе, пикеты возле судов, публичные акции, - говорится в тексте. - Однако допустимость подобных методов воздействия на правосудие не только девальвирует идею справедливости и состязательности судопроизводства, но дает возможность оправдывать угрозы и издевательства над судебной и правоохранительной системами политической борьбой".

"В запале этой борьбы "активисты" переходят от развязных уголовных оскорблений в адрес судебного сообщества к угрозам физической расправы и обструкции их близких. Так, в декабре 2010 года руководители всех районных судов Москвы получили издевательское приветственное послание, подписанное фамилией их коллеги, судьи Эдуарда Чувашова, убитого неизвестными возле своего дома несколькими месяцами ранее", - сообщается в письме.

Как отмечают его авторы, "ответственность за подобные выходки несут не только их непосредственные исполнители, но и респектабельные господа, превратившие такое поведение в модный политический тренд".

"Простое перечисление так называемых резонансных дел, по которым ведется "непримиримая борьба" за независимость судебной системы, тоже показательна. В них упоминаются одни и те же фигуранты, связанные с политическими и финансовыми вопросами. Однако судьбы обычных граждан, которые незаконно осуждены или долгое время добиваются в суде справедливости, не интересуют и поэтому не упоминаются вышеуказанной "широкой общественностью" в их борьбе за независимость судебной системы", - говорится в документе.

"В эту же схему укладывается и постоянное обсуждение темы помилования осужденных по резонансным делам. При этом именно помилование становится способом давления на президента и попыткой сталкивания его с судебной системой. Требование помилования является в этих случаях абсолютно популистским и направлено, скорее, на создание общественного эмоционального фона, чем на осуществление правовых процедур", - отмечают авторы.

"Надо напомнить, что отменить решение суда вправе лишь суд высшей инстанции, а факт помилования - не отмена решения суда, а полное или частичное освобождение осужденного от наказания, - рассуждают они. - И эти действия также регулируются законом: президента РФ о помиловании может просить сам осужденный с момента, когда обвинительный приговор суда вступил в силу".

"В демократическом обществе законы гарантируют гражданину состязательность и информационную открытость процесса судопроизводства, однако недопустимо подменять законные формы гражданского контроля над судебной системой тиражированием политических инсинуаций", - говорится в заключение.

Адвокат Ходорковского: дело ЮКОСа - далеко не единственная вопиющая несправедливость в суде

Адвокат Михаила Ходорковского Юрий Шмидт выразил недоумение в связи с заявлением авторов обращения в защиту российской судебной системы о том, что она подвергается дискредитации.

"Авторам письма не надо смещать и передергивать реальные обстоятельства, потому что дело Михаила Ходорковского даже по социологическим опросам интересует абсолютное меньшинство населения", - отметил Шмидт.

"Общество в курсе многих других дел, которые вызывают сомнения в объективности правосудия: чеченские дела, которые доходили до Европейского суда, дела тех же Светланы Бахминой, Василия Алексаняна, Владимира Квачкова, дела против представителей внесистемной оппозиции, снятие с выборов оппозиционных партий и соответствующие судебные решения".

"Так что Михаил Ходорковский здесь далеко не одинок", - подчеркнул адвокат.

"Считаю, что кое-какие мысли в этом письме совершенно верны, хотя общий тон мне не до конца ясен. Одно совершенно очевидно: действительно суд является важнейшим институтом общества и индикатором его здоровья. Все, что касается судебной системы, должно волновать общество как обстоятельство первостепенной важности", - сказал адвокат.

"Чтобы общество имело правильное представление о функционировании судебной системы, необходима честная дискуссия. Раз уж письмо начинается с того, что все события, о которых пишут авторы, проходят на фоне дела Ходорковского, приведу пример: 10 дней прошло с момента известного заявления пресс-секретаря Хамовнического суда (Натальи Васильевой), и ни один федеральный телеканал ничего об этом не сказал".

"Потом было интервью судьи Виктора Данилкина программе "Человек и закон", я представляю себе, что огромное количество людей не поняло, о чем речь, - отметил адвокат. - Ситуация, в которой слово дается только одной стороне, представляющей интересы власти, стала совершенно нормальной за последние 7-8 лет".

По его оценке, в России имеют место случаи избирательного применения правосудия - "в зависимости от социального положения лиц, проходящих по делу, от их места в обществе".

"Это доказано многократно. Общество по-настоящему взволновало дело против водителя, которого осудили за причинение смерти губернатору Михаилу Евдокимову, расследование аварии на Ленинском проспекте (с участием служебной машины вице-президента "Лукойла"). Это очень волнует общество - почему-то всегда правота оказывается на стороне сильных", - отметил адвокат.

"Не нужно думать, что имеет место мировой заговор под руководством темных сил, врагов, мирового закулисья, которые во что бы то ни стало хотят скомпрометировать российское правосудие в интересах узкого круга лиц. С этим пафосом письма я совершенно не согласен, а то, что судебная система России действительно больна и болезнь сложная, комплексная: отсутствие независимости и глубокая коррумпированность, с этим я соглашусь", - сказал адвокат.