Экипажу К-159 не разрешили спастись. Подлодка затонула не из-за шторма, а течи в хвостовой части
Архив NEWSru.com
Экипажу К-159 не разрешили спастись. Подлодка затонула не из-за шторма, а течи в хвостовой части Из-за сильного волнения на море понтоны, с помощью которого подлодка буксировалась к месту утилизации, оборвались и субмарина пошла ко дну
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Экипажу К-159 не разрешили спастись. Подлодка затонула не из-за шторма, а течи в хвостовой части
Архив NEWSru.com
 
 
 
Из-за сильного волнения на море понтоны, с помощью которого подлодка буксировалась к месту утилизации, оборвались и субмарина пошла ко дну
Архив NEWSru.com
 
 
 
Согласно официальной версии, К-159 затонула во время шторма в ночь на 30 августа
Архив NEWSru.com

Спустя пять дней после гибели подлодки К-159 в Баренцевом море выясняются новые данные о катастрофе. Вопреки официальным сообщениям, причиной затопления субмарины стал не шторм, а течь на подлодке.

Экипаж К-159 пытался предотвратить катастрофу и даже просил разрешения направить субмарину в более мелкие воды у близлежащего острова, что могло спасти жизни моряков. Но такого разрешения дано не было.

Эти сведения в интервью AFP сообщил высокопоставленный источник в руководстве военно-морского флота, который говорил на условиях анонимности, сообщает SpaceWar.

Согласно официальной версии, К-159 затонула во время шторма в ночь на 30 августа. Из-за сильного волнения на море понтоны, с помощью которого подлодка буксировалась к месту утилизации, оборвались и субмарина пошла ко дну.

Однако военный источник AFP заявил, что незадолго до катастрофы командир судна Сергей Лаппа передал радиосообщение о том, что в подлодке обнаружена течь.

Сергей Лаппа, по словам источника, "передал радиообращение к буксирующему судну, сообщив, что обнаружена течь в задней части субмарины, в девятом отсеке, в районе винта К-159".

Моряки пытались перекрыть отсек, однако "вода продолжала заполнять подлодку".

После этого они предприняли попытку закачать последние запасы сжатого воздуха в восьмой отсек для того, чтобы создать "воздушную подушку".

Однако и эта попытка закончилась безрезультатно. Тогда командир Сергей Лаппа попросил дать разрешение направить субмарину к острову Кильдин, рядом с которым проходил курс К-159, где глубина была значительно меньше.

Когда передавалось это сообщение, положение подлодки было достаточно стабильно: она все еще держалась на воде.

Однако командование на буксире отвергло предложение экипажа подлодки. Подводники получили приказ продолжать пытаться сохранить подлодку на плаву до тех пор, пока прибудет помощь.

Когда восьмой и девятый отсеки были полностью затоплены водой, давление на понтоны стало слишком велико. Крепления разорвались - сначала на носу, а затем - на корме.

Спустя мгновение К-159 пошла ко дну. У подводников было всего несколько минут, чтобы спастись.

Только один из 10 членов экипажа К-159 остался в живых. Тела двух других были найдены в ледяной воде, поиски 7 других все еще продолжаются. Как предполагают, их тела остались зажатыми внутри затонувшей подлодки.

Спустя несколько часов после катастрофы министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что причиной гибели К-159 стала халатность при осуществлении операции.

А сегодня стало известно, что обвинение в связи с гибелью К-159 было предъявлено капитану Жемчужнову.

Как пишет издание, гибель К-159 заставляет провести печальные аналогии с катастрофой атомной подлодки "Курск", которая затонула в том же районе 3 года назад, унеся жизни 118 моряков.

Шторма в районе гибели К-159 не было

Официальные сообщения о том, что в ночь, когда К-159 затонула, на Баренцевом море был сильный шторм, не соответствуют действительности. Об этом в интервью "Новой газете" заявил военный эксперт Павел Фельгенгауэр.

По его словам, начальник пресс-службы Северного флота Игорь Дыгало объявил штормом волнение моря силой три балла при силе ветра 2-5 м/с. "При таком волнении вообще-то можно купаться", - сказал эксперт.

В Минобороны опровергают версию гибели подлодки "К-159" в результате негерметичности субмарины

Причиной гибели писанной атомной подводной лодки "К-159" в Баренцевом море явился отрыв понтонов, которые поддерживали субмарину на плаву. Об этом заявили "Интерфаксу" в среду вечером в пресс-службе Минобороны России.

"Сообщения некоторых СМИ о том, что затопление подлодки произошло вследствие негерметичности субмарины не соответствуют действительности. Даже в случае течи в корпусе подлодки К-159 должна была удерживаться на плаву за счет четырех понтонов", - подчеркнул представитель пресс-службы.

"В этой связи все утверждения о том, что негерметичность подлодки явилась главной причиной ее гибели, несостоятельны", - сказал представитель пресс-службы.

Он подчеркнул, что "это данные предварительного служебного расследования, которое было проведено по линии военного ведомства. "Официальные причины гибели подлодки будут объявлены по линии Главной военной прокуратуры", - сказал собеседник агентства.

В 70-80-е годы существовала практика затопления подлодок. Военные знали, что переправлять К-159 на понтонах - значит провоцировать ЧП

Решение переправлять списанные подлодки к месту утилизации с помощью понтонов было принято военным руководством из соображений экономии. Об этом заявляют специалисты, непосредственно связанные с утилизацией АПЛ, мнение которых приводит "Российская газета".

Исключение не было сделано и для К-159, хотя как руководству флота, так и экологам было известно, что "цистерны главного балласта N1, 3, 4, 5, 9, 13 (правый борт) и 2, 8 (левый борт) негерметичны", пишет газета.

Как считают эксперты, выводить в море такую субмарину - значит сознательно провоцировать ЧП. Ведь нельзя же заподозрить военное руководство в том, что оно решило возобновить советскую практику, которая существовала в 70-80 годах. Тогда радиоактивные отходы, аварийные реакторы и реакторные отсеки просто затапливали в морях - Баренцевом, Карском, Охотском, Японском.

Так, в 1984 году у восточного побережья Новой Земли была затоплена аварийная атомная подлодка К-27 с двумя экспериментальными реакторами, в которых был применен жидкометаллический теплоноситель. Тогда военные сочли, что лучшим саркофагом для аварийных реакторов лодки будет она сама.

Два десятилетия спустя официальные власти также говорят, что затонувшая у острова Кильдин субмарина никакой опасности не представляет. Подобные заявления делаются несмотря на то, что на лодке находятся два реактора, заполненных ядерным топливом.

Эксперты обращают внимание на то, что их готовили к выгрузке, а не к затоплению, как это было в случае с К-27 и другими аварийными реакторами.

То обстоятельство, что из реакторов К-159 активные зоны не выгружены, флотские специалисты в течение двух суток официально не подтверждали, ограничиваясь уклончивыми формулировками типа "реакторы переведены в безопасное состояние".

Только к середине дня в понедельник об этом заявил заместитель министра РФ по атомной энергии Сергей Антипов.

Как отмечают эксперты, реакторы на подлодках этого проекта могут содержать от 800 кг до тонны облученного ядерного топлива, а его совокупная активность превышает 4 млн кюри. По мнению экспертов, говорить о безопасности субмарины, затонувшей в районе активного судоходства на двухсотметровой глубине, по меньшей мере преждевременно.

История К-159. Минатом обещает, что реактор не опасен

Атомная подводная лодка (АПЛ) К-159 проекта 627А построена в 1963 году на производственном объединении "Северное машиностроительное предприятие" (Северодвинск, Архангельская область).

Проектант АПЛ - Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения "Малахит" (Санкт-Петербург), сообщает Минатом РФ.

Главный конструктор реакторной установки - научно-исследовательский и конструкторский институт энергетической техники имени Н.А. Доллежаля (Москва).

В 1970 г. произведена перезарядка активной зоны кормового реактора, в 1972 г. перезаряжен носовой реактор.

На момент окончательной остановки реакторов (25 октября 1988 г.) энерговыработка активных зон составляла около 95% от проектной.

В 1989 г. АПЛ К-159 была выведена из эксплуатации и находилась в ожидании утилизации в пункте Гремиха Мурманской области.

Оба реактора приведены в ядерно-безопасное состояние путем опускания в крайнее нижнее положение всех органов компенсации реактивности, регулирования и защиты.

Компенсирующие решетки реакторов зафиксированы в крайнем нижнем положении, штоки ручных приводов компенсирующих решеток заварены.

Кабели подачи электропитания к исполнительным механизмам систем управления защиты и циркуляционным электронасосам 1-го контура обоих реакторов отсоединены и обрезаны.

Системы 1-го контура обоих реакторов герметичны. Мероприятия, выполненные при остановке реакторов, полностью обеспечивают ядерную безопасность АПЛ К-159 и гарантированно исключают возможность возникновения самопроизвольной цепной реакции.

В соответствии с графиком передачи АПЛ исполнителям работ для утилизации, АПЛ К-159 переводилась на судоремонтный завод "Нерпа" (Снежногорск) для выгрузки отработанного ядерного топлива, запланированной на конец текущего года, и для последующей разделки с вырезкой реакторного отсека в 2004 году.

Накопленная активность в реакторном отсеке определяется, в основном, продуктами деления ядерного топлива.

За 15 лет, прошедших после остановки реакторов, значительная часть радионуклидов распалась, на сегодняшний день остаточная радиоактивность в реакторах АПЛ не превышает 2,0х105 кюри, сообщает Минатом РФ.

Обвинение в связи с гибелью К-159 предъявлено капитану Жемчужнову

В связи с гибелью подлодки К-159 предъявлено обвинение капитану второго ранга Сергею Жемчужнову. Заместитель командира дивизиона подводных лодок, капитан второго ранга Жемчужнов обвиняется в нарушении правил кораблевождения.

Главный военный прокурор Александр Савенков назвал случившееся "безусловно серьезной трагедией". Он заявил, что "воздух, море - это стихии, там особые условия, в том числе, и в отношении военной службы, и требуется особая тщательность расследования". Савенков напомнил, что решение о возбуждении уголовного дела прокуратура приняла через час после доклада о К-159 и немедленно были начаты следственные действия.

В частности, в главном штабе ВМФ в Москве были изъяты все документы, регламентирующие буксировку этой подводной лодки. На территории Ленинградского ВО были изъяты все документы по проектированию лодки, по тем, кто участвовал в подготовке и разработке ее буксировки. Решения по ходу расследования, таким образом, принимались с учетом докладов из Ленинградского ВО, из Североморска, из Москвы.