Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод объявил голодовку в знак несогласия с тем, как прошел подбор кандидатов на вакантные места в президентском Совете по правам человека (СПЧ). "Я сам не сторонник радикальных методов протеста. Но весь мой арсенал мер и моих коллег исчерпан", - заявил Брод "Интерфаксу" в минувшее воскресенье. Глава СПЧ Михаил Федотов, комментируя заявление, отметил, что он шокирован решением правозащитника о голодовке.
Александр Брод заявил накануне, что он сообщал членам СПЧ о том, что не согласен с тем, как прошел подбор кандидатов, но получал лишь отписки. "Члены СПЧ и рабочей группы сделали вид, что десятки общественников - это пустое место", - сказал Брод про тех, кого не включили в число кандидатов в обновленный Совет. "Я решил привлечь внимание к этой проблеме и начать голодовку", - пояснил он.
"Мы хотим видеть сильный Совет, который будет защищать интересы людей с привлечением опытных общественников. Среди кандидатов, бесспорно, есть очень авторитетные фигуры. Но есть и те, кого рабочая группа протащила "за красивые глаза". Такая клановость недопустима. Я считаю, что немало профессионалов осталось за бортом", - сообщил Брод.
По его словам, он направил письмо главе СПЧ Михаилу Федотову, в котором выразил сомнение в "принципах обоснованности отбора кандидатур для общественных интернет-консультаций, в составе рабочей группы и объективности ее оценок".
"Требую незамедлительно отменить результаты решения рабочей группы, провести отбор кандидатур заново, открыто, объективно, с участием всех действующих членов Совета, независимых экспертов, руководствуясь прозрачными критериями отбора, а не вкусовщиной и кампанейщиной", - сказал Брод.
Общественные консультации по подбору кандидатов на вакантные места в президентском Совете по правам человека стартовали в субботу, 1 сентября, на сайте СПЧ. На 13 мест в совете претендуют 86 кандидатур, отобранных рабочей группой совета с участием представителей администрации президента РФ.
"Высказать мнение в поддержку кандидатов можно будет до 15 сентября", - сообщается на сайте. После консультаций в интернете список кандидатов будет передан для утверждения президенту РФ.
Кандидаты на сайте СПЧ представлены в 13 номинациях. В их числе "Общественный контроль за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания, реформа системы ФСИН"; "Защита общества от агрессивного национализма, ксенофобии и экстремизма", "Общественное телевидение", "Полицейская реформа, общественный контроль за правоохранительными органами".
Сбор заявок на участие в интернет-консультациях по подбору кандидатов в СПЧ стартовал 15 июля и завершился 15 августа. В прошлый понедельник рабочая группа СПЧ с участием представителей администрации президента рассмотрела 190 анкет, которые поступили от некоммерческих организаций, уполномоченных по правам человека и членов Совета. Были отобраны 83 кандидата.
В пятницу рабочая группа СПЧ рассмотрела претензии от 15 человек, которых не включили в список. Три претензии были удовлетворены. В список кандидатов включили активистку "Молодой гвардии "Единой России" Яну Лантратову, главу Российского Красного Креста Раису Лукутцову и бывшего члена партии "Яблоко" Андрея Бузина. Таким образом, список претендентов увеличился до 86.
Среди утвержденных рабочей группой СПЧ кандидатов для общественных интернет-консультаций и возможного включения в состав СПЧ: известный врач Елизавета Глинка, правозащитники Валерий Борщев, Андрей Бабушкин, глава "Комитета против пыток" Игорь Каляпин, руководитель фонда "Общественный вердикт" Наталья Таубина, глава "Агоры" Павел Чиков, руководитель "Голоса" Лилия Шибанова, журналисты Павел Гусев, Леонид Парфенов, Николай Сванидзе, Александр Минкин и Максим Шевченко, член Общественной палаты Анатолий Кучерена, экс-политик Ирина Хакамада и другие.
Из числа кандидатов, в частности, исключили адвоката Владимира Жеребенкова, президента Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, главу общественной организации "Офицеры России" Антона Цветкова, правозащитника Александра Брода, лидера "Федерации автовладельцев России" Сергея Канаева, главреда "Новых известий" и министра по информационной политике Подмосковья Валерия Якова, писателя Марию Арбатову. Заявки отклонялись из-за нарушений в анкетах или отсутствия у кандидатов опыта в заявленной номинации.
Ветераны правозащитного движения - Людмила Алексеева, Борис Пустынцев, Валентин Гефтер, а также вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс ранее заявили о выходе из СПЧ, не согласившись с новым механизмом подбора кандидатов.
Перед этим о выходе из президентского совета заявили 13 членов. В частности, в мае заявление о выходе из Совета подали 11 членов: Федор Лукьянов, Ида Куклина, Александр Аузан, Светлана Ганнушкина, Юрий Джибладзе, Татьяна Малева, Дмитрий Орешкин, Эмиль Паин, Елена Панфилова, Леонид Радзиховский и Алексей Симонов.
В знак несогласия с тем, как прошли выборы в Госдуму, в декабре президентский Совет покинули Ирина Ясина и Светлана Сорокина.
Глава президентского Cовета по правам человека Михаил Федотов заявил, что шокирован решением Александра Брода начать голодовку. "Я бы сам не прочь объявить голодовку, но пока не вижу достойного повода", - заявил Федотов "Интерфаксу" накануне.
"Решение рабочей группы я отменить не могу. Оно принято консенсусом и коллегиально. Я, как председатель Совета, присоединился к консенсусу. Тем более, я сейчас в больнице, и в последнем заседании рабочей группы участвовал дистанционно, только по телефону", - подчеркнул он.
"Я знаю Александра Семеновича, как человека очень серьезного, как члена Общественной палаты. Я несколько шокирован его реакцией", - сказал Федотов.
По словам Федотова, несколько лет назад Союз журналистов России, "не менее уважаемая организация, чем созданное Бродом Бюро по правам человека", выдвинул его кандидатуру в Общественную палату. Тогда ОП не поддержала кандидатуру Федотова при голосовании. "Я не стал ее членом года три-четыре назад. По логике Александра Семеновича мне тоже надо было объявить голодовку. Но мне такое в голову не пришло. Ко всяким проблемам нужно относиться спокойно и принимать как данность, если решение принято коллегиально", - отметил глава СПЧ.
"Жаль, что тогда не объявил голодовку. Конечно, это бы не привело к включению меня в состав Общественной палаты, но от лишних нескольких килограммов я бы избавился", - с иронией добавил Федотов.