Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев резко отреагировал на сравнение статистики смертности на шахтах России и Украины в ходе доклада главы Ростехнадзора Алексея Алешина на профильном совещании в Новокузнецке. "Чего нам с Украиной-то сопоставлять?" - воскликнул премьер, передает ТАСС.
Таким образом он отреагировал на слова Алешина о том, что на Украине показатель смертности на шахтах на сегодня составляет почти 1,2 человека на миллион тонн добытого угля, а в РФ - 0,53. "Там (на Украине) ни промышленности, ни государства не существует", - сказал на это премьер.
В свою очередь, Алешин пояснил, что привел данные по Украине за 2013 год. Тем не менее это существенно не изменило позицию Медведева. "2013 год? Значит, промышленность там была, а государства и тогда не было", - подчеркнул он.
Диалог с Алешиным произошел во время поездки Медведева в Кемеровскую область, где прошло выездное совещание, посвященное вопросам состояния и перспектив развития угольной промышленности. С докладом на эту тему выступил министр энергетики России Александр Новак, сообщает сайт правительства.
- "Ведомости": правительство ищет деньги на ликвидацию угольных шахт в Кузбассе
- Минэнерго: на закрытие опасных шахт нужно более 34 млрд рублей
Новак, в частности, сообщил, что в динамике производственного травматизма в угольной промышленности отмечаются позитивные моменты.
"Смертельный травматизм в долгосрочной ретроспективе снижается как в абсолютных, так и в относительных значениях. В целом по отрасли число травм со смертельным исходом на 1 млн тонн угля снижено с 1993 года с 1 до 0,07, или в 14 раз. Уровень смертельного травматизма на шахтах в расчете на тысячу работающих стал ниже, чем в ряде других отраслей, - на 30% ниже, чем при добыче металлических руд и при морских перевозках. При этом удельные затраты на охрану труда в угольной отрасли самые высокие", - сообщил Новак.
Глава Минэнерго: "На шахтах России сохраняются высокие риски возникновения крупных аварий"
Несмотря на это, по словам министра, "на шахтах России сохраняются высокие риски возникновения крупных аварий". "Если посмотреть динамику смертельного травматизма прошлых лет, то явно видна цикличность аварий с большим количеством погибших. Основной причиной большинства аварий явились взрывы метана", - сообщил Новак.
Он добавил, что после аварии на шахте "Распадская" в 2010 году был значительно ужесточен контроль соблюдения правил безопасности. В ноябре 2013 года утверждены новые правила промышленной безопасности для угольных шахт.
"Тем не менее, как показала недавняя трагедия на шахте "Северная", основные причины риска смертельного травматизма не ликвидированы. Продолжают оставаться следующие вызовы и угрозы: наличие большого количества шахт, работающих в сложных горно-геологических условиях <&hellip> недостаточный уровень профессиональной подготовки занятых на подземных работах и членов вспомогательных горноспасательных команд; сокращение инвестиционных программ угольных компаний вследствие ухудшения их финансового положения", - сказал министр.
"Особо опасные шахты" будут ликвидировать, как и полагали СМИ
Специальная правительственная комиссия под руководством Аркадия Дворковича подготовила предложения по улучшению ситуации, сообщил Новак. В числе предлагаемых мер он назвал "продолжение работ по совершенствованию нормативной базы и технического регулирования по промышленной безопасности и охране труда", повышение "качества профессиональной подготовки занятых на подземных работах", увеличение объема средств, направляемых на финансирование предупредительных мер и обучение персонала в части обеспечения безопасности горных работ на шахтах и другие.
Новак также сообщил, что Министерство энергетики предлагает создать комиссию по определению особо опасных шахт с целью их дальнейшего анализа и, возможно, ликвидации.
"Министерство энергетики предлагает создать комиссию по определению шахт, осуществляющих добычу угля в особо опасных горно-геологических условиях, анализу их работы и по результатам анализа представить в правительство Российской Федерации предложения по их функционированию, в том числе с учетом анализа зарубежного опыта обеспечения безопасного ведения горных работ", - заявил он.
Глава Минэнерго также отметил, что в России уже имеют "опыт поэтапной ликвидации особо опасных шахт". "Например, в Кузбассе на принципах государственно-частного партнерства уже реализуется утвержденная в июле 2015 года комплексная программа поэтапной ликвидации убыточных шахт, расположенных на территории городов Прокопьевска, Кисилевска, Анжеро-Судженска, переселения жителей с отработанных территорий", - проинформировал министр.
Медведев кратко отчитался о ситуации с расследованием ЧП на шахте "Северная" в Коми
В начале совещания Медведев напомнил, что 4 апреля исполняется "ровно 40 дней с момента трагических событий" на шахте "Северная" в Республике Коми. 25 февраля там произошел внезапный выброс метана, что повлекло два взрыва, обрушение породы и пожар. Четыре шахтера погибли, судьба еще 26 оставалась неизвестной, их объявили погибшими 28 февраля, после третьего взрыва. Спасательная операция была официально прекращена. Таким образом? трагедия унесла жизни 36 человек. Шахту было решено затопить. Глава Ростехнадзора Алексей Алешин ранее заявил на встрече с президентом Владимиром Путиным, что причиной аварии стала "какая-то аномалия".
"Семьям погибших была оказана материальная помощь, работа комиссии по расследованию причин и ликвидации последствий продолжается", - кратко отчитался на эту тему Медведев.
Напомним, что 18 марта на еще одной шахте в Коми - "Интинская" - после сообщения о пожаре были эвакуированы 55 горняков. В МЧС сообщали, что работа шахты приостановлена до особого распоряжения.
14 марта в Кузбассе на шахте имени Ялевского произошло задымление: 78 горняков самостоятельно вышли на поверхность.
Всего за последние пять лет в России произошло около 50 различных аварий на шахтах, сообщал Следственный комитет. Это заявление СК прозвучало в связи с началом судебных слушаний по делу о трагедии на кузбасской шахте "Распадская" в 2010 году. В ведомстве заявили также, что эти показатели говорят о необходимости изменить подходы к организации труда на подземных угольных предприятиях.