Президент Путин принял главу Совета национальной безопасности Ирана. До разговора ему позвонил Буш
kremlin.ru
Президент Путин принял главу Совета национальной безопасности Ирана. До разговора ему позвонил Буш
 
 
 
Президент Путин принял главу Совета национальной безопасности Ирана. До разговора ему позвонил Буш
kremlin.ru

Президент РФ Владимир Путин обсудил во вторник в Москве ядерную программу Тегерана с секретарем Совета национальной безопасности Ирана Саидом Джалили. Перед встречей Путину позвонил президент США Джордж Буш, с которым они проговорили около 40 минут.

Во время телефонного разговора "Обсуждались вопросы связанные с иранской ядерной программой и ситуацией на среднем и Ближнем Востоке", сообщил ИТАР-ТАСС помощник главы государства Сергей Приходько. Кроме того, обсуждались "итоги состоявшейся в Аннаполисе международной встречи" по Ближнему Востоку.

"Я обсуждал (с президентом Путиным) содержание (новых) разведданных по Ирану, о том, какую позицию займет Совбез ООН", - сказал Буш на пресс-конференции. "Россия согласна с тем, что Иран имеет суверенное право вести ядерные разработки в мирных целях, но не имеет достаточного доверия от международного сообщества вести обогащение урана", - отметил Буш. Кроме того, "мы согласны, что если Иран будет вести военную ядерную программу, это будет угрозой", - добавил он.

Президент России принял Джалили в своей подмосковной резиденции в Ново-Огарево, во встрече приняли участие помощник президента Сергей Приходько и глава МИД Сергей Лавров. Главной темой переговоров стала ядерная программа Ирана и последний доклад МАГАТЭ по этой проблеме, где отмечается небольшой прогресс в прояснении ядерного прошлого Ирана.

Западные партнеры России по урегулированию проблемы, напомним, остались неудовлетворенными проделанной агентством и Тегераном работой и выступили с целым списком претензий к иранской ядерной программе. Недавние же переговоры Тегерана и Евросоюза закончились провалом: согласия по принципиальному для Запада вопросу - обогащения урана за пределами Ирана - достигнуто не было.

Протокольную часть встречи Путин начал на мажорной ноте, отметив, что Иран активизировал контакты с МАГАТЭ. "Мы приветствуем расширение сотрудничества Ирана с МАГАТЭ и рассчитываем, что все программы в ядерной сфере будут открытыми, транспарентными и будут проходить под контролем этой организации", - сказал президент.

Путин также вспомнил, как тепло нас принимали в Тегеране, где проходила встреча руководителей Прикаспийских государств, организованная руководством Ирана". По оценке президента, этот саммит "был безусловно успехом в серьезном продвижении сотрудничества".

Путин передал привет иранскому руководству. "Хочу передать наилучшие пожелания руководству Ирана - духовному лидеру Ирана (аятолле Хаменеи) и президенту (Махмуду Ахмади Нежаду)", - обратился он к Саиду Джалилю, отметив, что двустороннее сотрудничество России и Ирана "активизировалось практически по всем направлениям".

Представитель Ирана ответил взаимностью. "К счастью, сегодняшний этап развития отношений - это стратегическое партнерство, политическая воля руководства состоит в том, чтобы сделать эти отношения долгосрочными, стратегическими и направленными в будущее", - отметил глава Высшего совета национальной безопасности Ирана.

По его оценке, октябрьский визит Путина в Тегеран - "это поворотный пункт в наших отношениях". "После этого визита отношения вошли в новый этап, это без преувеличения является и мнением иранского руководства, (отношением) иранского народа к Вам", - сказал Джалили. От имени руководства и народа Ирана Джалили поздравил президента России с победой "Единой России" на парламентских выборах.

По окончанию переговоров их содержание прокомментировал глава МИД РФ Сергей Лавров. Саид Джалили подтвердил Путину готовность Тегерана в ближайшее время закрыть ряд вопросов, волнующих МАГАТЭ, отметил Лавров.

"Мы отмечаем правильный настрой Тегерана на полное сотрудничество с МАГАТЭ, оценили вновь подтвержденную иранским представителем приверженность Ирана Договору по нераспространению ядерного оружия и соблюдению всех его положений и соблюдению всех тех обязательств, которые вытекают из участия и в этом Договоре, и в МАГАТЭ", - сказал Лавров.

По его словам, Путин и Джалили уделили большое внимание ситуации вокруг иранской ядерной программы. "Президент России подтвердил наш призыв иранским руководителям обеспечивать добросовестное и полноценное сотрудничество с МАГАТЭ по прояснению всех тех вопросов, которые Агентство интересуют", - сообщил министр.

По его словам, Джалили рассказал о том, как проходит это сотрудничество, "какие вопросы уже получили разъяснение со стороны Ирана и о планах МАГАТЭ и Ирана закрыть остающиеся несколько тем в самое ближайшее время".

Иранский вопрос

Между тем дела Ирана не столь хороши, как это выглядит из взаимных заверений в дружбе Москвы и Тегерана. Впервые в поддержку новых санкций ООН против Ирана в связи с его ядерной программой выступило на днях правительство Китая. Таким образом единственным, кто может наложить вето на новую порцию санкций Совбеза ООН, осталась Россия.

После того, как Китай впервые открыто высказался за принятие нового пакета санкций, в Совете Безопасности ООН сдвинулась с мертвой точки зашедшая в тупик несколько месяцев назад дискуссия. Пекин выразил готовность поддержать меры, которые ударят по банковскому и деловому сектору Тегерана, а также вынудят многих высокопоставленных иранцев отказаться от поездок за рубеж.

В то же время разрядить обстановку может доклад Национальной разведки США - его несекретная часть была обнародована в минувший понедельник. В нем Вашингтон признал, что осенью 2003 года Тегеран остановил программу по созданию ядерного оружия, однако все еще располагает возможностями для его разработки.

Глава МАГАТЭ уже заявил, что доклад должен помочь разрядить обстановку вокруг ядерной программы Ирана и побудить Тегеран к сотрудничеству с МАГАТЭ. "Новая оценка (ядерного потенциала Ирана) Соединенными Штатами должна помочь снять текущий кризис, - отметил аль-Барадеи. - Одновременно, она способна подтолкнуть Иран к более активному взаимодействию с МАГАТЭ в прояснении специфических аспектов его ядерной программы, как это было запланировано ранее".

Комментируя доклад Национальной разведки США президент Джордж Буш высказался за дипломатическое решение иранской ядерной проблемы, однако при этом отказался исключить силовой вариант. "Эффективная дипломатия это та, при которой все варианты остаются на столе", - заявил он во вторник на пресс-конференции в Белом доме.

По словам Буша, новые оценки разведсообщества подтверждают необходимость сплочения международного сообщества для нажима на Иран. "Иран был, есть и будет опасен, если у него будут знания изготовления ядерного оружия", сказал он.