В последнее время проблема демократических реформ в бывшем Советском Союзе находится в центре внимания мировой общественности благодаря победе Виктора Ющенко на украинских президентских выборах. Миллионы украинцев вышли на улицы, протестуя и требуя провести новые выборы, после того как прокремлевский кандидат попытался сфальсифицировать результаты выборов. Президент Джордж Буш поздравил нового украинского президента с победой одним из последних среди руководителей государств. Он ждал запоздалого признания своего "хорошего друга" Владимира Путина в том, что его попытка подорвать демократию на Украине потерпела неудачу - в отличие от разрушения демократии в России.
По мнению Путина, Украина является опасным примером для других стран. Путин следит за тем, чтобы в России не было таких "ошибок", как независимая судебная власть, имеющая право давать свою оценку результатов выборов, и независимые политики, которые имеют доступ к телеканалам. На российской политической сцене появляется все больше признаков диктатуры, пишет Гарри Каспаров в своей статье в The Wall Street Journal (перевод на сайте Inopressa.ru).
В своей борьбе за полный контроль над судьбами россиян Путин создал судебную систему, в которой бесполезно рассчитывать на правосудие. Кандидатуры на должности новых судей подбираются, прежде всего, по принципу личной преданности Путину. Марионеточная судебная власть дополняется марионеточным парламентом. Более того, выходец из Санкт-Петербурга, родного города Путина, человек, не имеющий опыта работы в судебных органах, назначен председателем Высшего арбитражного суда - поступок, сходный с назначением Калигулой своего коня сенатором.
На прошлой неделе на Всемирном экономическом форуме в Давосе вице-премьер российского правительства Александр Жуков в ярких красках представил Россию как очень привлекательную страну для потенциальных инвесторов. Хотелось бы мне жить в той стране, которую описал Жуков! Владимир Рыжков, один из немногих независимых депутатов российского парламента, высказал на Давосском форуме прямо противоположную точку зрения, обрисовав весьма неприглядную картину, что соответствует мнению большинства зарубежных экспертов. В то время как Рыжков бросил за границей вызов "линии партии", Кремль дал свой ответ, инициировав расследование Генеральной прокуратуры в округе этого депутата - Алтайском крае. Пока неясно, что Генеральная прокуратура пытается найти криминального в его деятельности, но они всегда находят то, что им нужно.
Примечателен тот факт, что лидеры стран Запада предпочитают не высказываться по поводу перехода России к деспотизму. Гораздо более критичны по отношению к Путину западные правозащитные организации и Парламентская ассамблея Совета Европы. Налицо противоречие между бурной реакцией западных правозащитных организаций на ущемление демократии в России и молчанием правительств этих стран.
Кремль не волнует мнение стран Запада, тем более, учитывая, что эти страны не выработали единой точки зрения.
В Москве 19 депутатов путинского парламента написали Генеральному прокурору письмо, в котором они осуждают "злонамеренные действия евреев против русских патриотов" и утверждают, что все антисемитские деяния в России, такие как взрывы синагог и осквернение кладбищ, организуются евреями с целью провокации.
Недавно Госдума приняла закон, по которому налагается наказание на иностранцев, которые "проявляют неуважение к российскому государству". Руководитель российского Федерального агентства по средствам массовой информации заявил, что пришло время взять под контроль то, что пишут в русскоязычном секторе интернета. Власти не потерпят критику Путина и его режима. В скором времени главными "статьями российского экспорта" станут цензура и репрессии, а не нефть и газ.
Недавно на улицах российских городов прошли акции протеста с участием студентов и пенсионеров. В здоровом демократическом обществе всегда найдутся политики, которые возглавят акции протеста, но не в России, где те, кто выступают против политики Кремля, получают массу неприятностей. Мнения других людей не имеют значения, важно только мнение Путина.
Учитывая, что демократическая оппозиция ослаблена и вытеснена из общественной жизни, перемен следует ожидать с "низов", из народных масс. Россияне начинают борьбу за демократию с самого начала. Люди, рожденные в свободных странах, думают, что мы преувеличиваем степень несвободы в России, хотя реальная ситуация еще хуже, чем наши рассказы о ней. При этом, когда граждане стран Запада видят Путина, сидящего за одним столом с лидерами "Большой семерки", они полагают, что Путин на самом деле не так уж плох.