В ближайшие дни в Москву в ФСБ России будут доставлены документы из личного архива Аслана Масхадова. Об этом сообщили в Региональном оперативном штабе по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе (РОШ).
"Эти документы являются неопровержимыми доказательствами преступной деятельности ряда лидеров чеченских сепаратистов, среди которых Масхадов, Басаев, Зелимхан Яндарбиев, а также арабского наемника Хаттаба", - сказал представитель РОШ.
Представленные накануне в Грозном журналистам документы из архива Масхадова, "являются только небольшой частью обнаруженных оперативниками материалов, раскрывающих механизмы деятельности международного терроризма на территории Чечни", отметил он.
Предварительный анализ этих документов показывает, что чеченским сепаратистам оказывалась всесторонняя поддержка спецслужбами некоторых зарубежных государств, заявил представитель Регионального оперативного штаба, сообщает РИА "Новости".
По данным РОШ, 22 мая в районе селения Махкеты Веденского района Чечни, федеральные силы провели спецоперацию, в результате которой был обнаружен крупный тайник с большим количеством оружия, боеприпасов и личным архивом Масхадова. Как заявил представитель РОШ полковник Илья Шабалкин, это - наиболее крупный из найденных с момента начала контртеррористической операции архив Аслана Масхадова.
По словам Шабалкина, тайник, в котором хранился архив, был оборудован в фундаменте дома, принадлежащего жителю этого села Шаиду Абуханову, 1930 года рождения, работающего учителем местной средней школы. Шабалкин отметил, что Абуханов является преданным сторонником бывшего так называемого вице-президента Ичкерии Зелимхана Яндарбиева и в свое время сыграл немаловажную роль в агитации среди населения района в период предвыборных кампаний Яндарбиева.
Установлено, что этот архив Аслан Масхадов в свое время передал на хранение сыну Шаида Абуханова - Алику, бывшему в то время начальником так называемого особого отдела министерства шариатской госбезопасности в Веденском районе, впоследствии известному бандглаварю по кличке "Алик мавкетинский", отметил Илья Шабалкин.
Архив хранился длительное время под бетонной плитой фундамента в сыром и грязном месте, что негативно сказалось на сохранности находящихся в нем документов. Некоторые из них рассыпаются в руках, однако основная масса сохранилась в удовлетворительном состоянии и позволяет пролить свет на планы Масхадова, сказал Шабалкин.
Он подчеркнул, что анализ содержащихся в тайнике материалов позволяет говорить о том, что Аслан Масхадов к 1999 году располагал крупными суммами денег в иностранной валюте. Финансовые средства, выделяемые в то время из российского бюджета на здравоохранение, выплату пенсий, детских пособий и другие социальные программы не доходили до тех, кому они предназначались, ибо эти деньги оседали в карманах Масхадова и других нечистых на руку руководителей тогдашней Ичкерии, сказал представитель регионального оперативного штаба.
Илья Шабалкин отметил, что все выдачи денег полевым командирам зафиксированы расписками и суммы, по его словам, очень значительные. Речь идет о сотнях тысяч долларов. До рядовых боевиков они не доходили и они о них знать не могли, сказал Шабалкин. Наиболее крупные суммы оказались в руках так называемых полевых командиров Ахмадова, Пайзулаева, Мунаева, Дагалаева, отметил он.
3 июля 1999 года от Аслана Масхадова 700 тысяч долларов США получил Шамиль Басаев. В этой связи встает вопрос об истинных организаторах и механизме финансирования нападения банд Басаева и Хаттаба на республику Дагестан, подчеркнул Илья Шабалкин. Он отмечает, что, безусловно, архив дает ответ на вопрос, кто являлся организатором этих акций и это, как свидетельствуют расписки, был Масхадов.
В тайнике также находились копии писем Масхадова зарубежным спонсорам, в том числе лидеру турецкой террористической организации "Серые волки" Бахчери с просьбой о материальной помощи "воюющим мусульманам Чечни".
Обращает на себя внимание и копия письма Масхадова от 10 декабря 1999 года представителю Чечни в Грузии Алдамову. В документе приводится список раненых боевиков, направляемых для лечения в Грузию. "Одновременно обращаюсь к таможенной службе Республики Грузия с просьбой содействовать беспрепятственному пропуску через границу группы раненых", - заканчивает письмо Масхадов.
В случае его задержания документы будут приобщены в качестве вещественных доказательств к уголовному делу в отношении Масхадова, отметил Илья Шабалкин.
По словам Шабалкина, особое внимание также уделено Масхадовым организации информационной войны против федеральных сил и руководства Российской Федерации. С этой целью был составлен подробный план действий, предусматривающий финансирование, как политиков, так и западных журналистов. План этот получил кодовое название "Лифт".
В частности, предусматривалось создание официального информационного агентства "Чеченвоенпресс", а также телекоммуникационной сети и печатных изданий, которые должны были распространять в России и за рубежом выгодную для главарей незаконных вооруженных формирований дезинформацию, сказал Илья Шабалкин.
Обращает также на себя внимание не только полнота и четкость изложения целей и задач планирования информационной войны, а также легкость, с которой составители "Лифта" собирались апеллировать к ООН, ОБСЕ, другим международным организациям, а также использовать мировые информационные ресурсы, подчеркнул Шабалкин.
По мнению представителя регионального штаба, Мовлади Удугову или Шамилю Басаеву, а также самому Аслану Масхадову такое явно не под силу. Данное обстоятельство в совокупности с целым рядом известных фактов (таких как иностранные инструкторы и наемники в чеченских лагерях боевиков, действующие чеченские информационные центры в странах Европы, Америки и Азии, теплый прием на своей территории и покровительство в отдельных государствах Яндарбиеву, Закаеву, Удугову) дают веские основания говорить о поддержке незаконных вооруженных формирований в Чечне спецслужбами тех стран, которым выгодна эскалация напряженности в Северокавказском регионе России, утверждает Илья Шабалкин.