В Константиновском дворце в Стрельне Путин принимает председателей Европейского совета и Еврокомиссии Хермана Ван Ромпея и Жозе Мануэла Баррозу, а также главу дипломатии ЕС Кэтрин Эштон
Reuters
В Константиновском дворце в Стрельне Путин принимает председателей Европейского совета и Еврокомиссии Хермана Ван Ромпея и Жозе Мануэла Баррозу, а также главу дипломатии ЕС Кэтрин Эштон Открывая второй день саммита, Путин заявил, что "подлинное партнерство невозможно, пока существуют визовые барьеры для граждан наших стран"
ВСЕ ФОТО
 
 
 
В Константиновском дворце в Стрельне Путин принимает председателей Европейского совета и Еврокомиссии Хермана Ван Ромпея и Жозе Мануэла Баррозу, а также главу дипломатии ЕС Кэтрин Эштон
Reuters
 
 
 
Открывая второй день саммита, Путин заявил, что "подлинное партнерство невозможно, пока существуют визовые барьеры для граждан наших стран"
Вести
 
 
 
Этот саммит для европейского руководства является своего рода разведкой: им важно понять настрой Путина, степень его готовности сотрудничать, ведь это определит как минимум ближайшее шестилетие российско-европейских отношений
Reuters

Руководство Европейского союза в понедельник вновь попытается убедить Россию в том, что президента Сирии Башара Асада надо менять. Урегулирование конфликта в этой стране будет среди прочих тем обсуждаться на саммите Россия-ЕС, второй день проходящем в Санкт-Петербурге. В свете последних заявлений российских властей аналитики не ждут серьезных прорывов и более того, считают, что "новое знакомство" Евросоюза с президентом РФ Владимиром Путиным будет весьма омрачено сирийским вопросом.

В Константиновском дворце в Стрельне Путин принимает председателей Европейского совета и Еврокомиссии Хермана Ван Ромпея и Жозе Мануэла Баррозу, а также главу дипломатии ЕС Кэтрин Эштон. Накануне там прошел ужин "в мужском составе". Вечером же Путин отправится в азиатское турне - посетит Узбекистан, Казахстан и Китай.

Одна из ключевых тем саммита - энергетическое сотрудничество и принципиальный для России вопрос о переходе к безвизовому режиму. Кроме того, в повестке - борьба с экономическим кризисом, вступление России в ВТО, упрощение визового режима, исполнение европейской Энергетической хартии.

Путин торопит ЕС с отменой виз - даже журналистов его пула "обижают"

Наиболее интересный для широкой публики вопрос о визовом режиме Россия и ЕС обсуждают уже девять лет, с саммита 2003 года в том же Санкт-Петербурге. Тогда глава Еврокомиссии Романо Проди заявил, что отмена виз должна состояться в ближайшие годы, напоминает Русская служба BBC.

Открывая второй день саммита, Путин заявил, что "подлинное партнерство невозможно, пока существуют визовые барьеры для граждан наших стран". Президент пожаловался европейским лидерам, что журналистам его пула во время пятничных визитов в Германию и Францию дали визу лишь на один день. "И поскольку мы вышли на пресс-конференцию достаточно поздно, у них уже была угроза того, что виза закончится. И что, нужно было встать и уехать?" - цитирует Путина ИТАР-ТАСС. Глава государства отметил, что об этой истории узнал от своего пресс-секретаря Дмитрия Пескова.

По мнению Путина, определенный оптимизм в данном вопросе внушает процесс по либерализации поездок для граждан РФ и ЕС. Касаясь партнерства сторон, он заверил, что Россия заинтересована в сильном Евросоюзе. В ходе саммита будет обсуждаться ситуация в еврозоне, а также на евразийском пространстве, сказал он, отметив, что наряду с двусторонними отношениями считает это приоритетным направлением.

В свою очередь Баррозу подчеркнул, что придает особое значение встрече, так как она проходит в начале президентства Путина и в начале работы нового российского правительства. "Россия не только самый большой сосед, но и один из самых важнейших экономических партнеров", - подчеркнул он. Глава Еврокомиссии также заявил, что разделяет амбиции Путина, стремящегося к созданию единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока, передает "Интерфакс".

"Разведка перед боем"

Этот саммит для европейского руководства является своего рода разведкой: им важно понять настрой Путина, степень его готовности сотрудничать, ведь это определит как минимум ближайшее шестилетие российско-европейских отношений, отмечают иностранные агентства.

Это проверка того, насколько близки и близки ли в принципе позиции сторон, насколько стороны готовы к стратегическому партнерству. Это очень важный вопрос, потому что за 20 лет после краха Советского Союза Россия и Европа так и не выработали общей стратегии при тесной экономической взаимосвязи, объяснил Reuters немецкий журналист и политолог Александр Рар.

Впрочем, некоторые аналитики считают наивным думать, что Путин нынешний мог измениться по сравнению с Путиным двух предыдущих сроков на посту президента. Те, кто на это надеются, будут разочарованы: "Судя по его общей риторике и ряду конкретных заявлений последнего времени, Путин готов к сотрудничеству не больше, чем это было в 2000-2008 годах", - цитирует AFP российского политолога, директора Института стратегических оценок и анализа Александра Коновалова.

Яркий пример тому - споры вокруг Сирии. Запад пытается убедить Россию, что мирный план спецпредставителя ООН Кофи Аннана обречен на провал, особенно в свете бойни в Хуле, и что компромиссом может быть только уход Асада и мирная передача власти.

Россия же заявляет, что уход Асада не может быть предварительным условием для политического диалога. При этом она утверждает, что не защищает сирийского президента.

Сирийскую проблему обсудили по телефону в выходные госсекретарь США Хиллари Клинтон и глава МИДа РФ Сергей Лавров. По словам Клинтон, она "четко дала понять" коллеге, что единственной возможностью урегулирования становится передача власти, сообщает BBC. "Отстранение Асада может и не быть предварительным условием, но должно быть результатом, чтобы сирийский народ получил шанс выразить свою волю", - заявила она в воскресенье в Стокгольме.

Как бы то ни было, Владимир Путин, которому западные агентства не забывают припоминать службу в КГБ, в ходе блиц-визитов в Берлин и Париж в пятницу так же четко дал понять, что выступает против какого бы то ни было нажима на сирийское руководство. Он признал, что Сирия находится на грани гражданской войны, но привел пример Ирака и Ливии в качестве доказательства того, что "переход власти" при вмешательстве извне не является решением проблемы.