Администрация Пензенского государственного университета (ПГУ) раздала кураторам студенческих групп памятки о том, как по внешним признакам распознать "представляющих угрозу" студентов. Об этом сообщает 7×7.
36-страничная методичка составлена "на основании современных исследований активности молодежи" в интернете и "отражает наиболее распространенный токсический контент". Содержание памятки ПГУ, как отмечает информагентство, заимствовано из другой брошюры - "Методическое пособие по выявлению признаков риска поведения в социальных медиа". Ее издало АО "Крибрум" по материалам конференции "Цифровая гигиена" в апреле 2019 года. На сайте компании сказано, что группа компаний InfoWatch и компания "Ашманов и партнеры" создали "Крибрум" для разработки интеллектуальной системы мониторинга и анализа социальных медиа. Основатели компании - Игорь Ашманов и Наталья Касперская.
Ашманов намекнул, что его компания привлекает людей из силовых ведомств. "У нас работает большая группа аналитиков. В том числе бывших сотрудников МВД и других спецслужб, а также лингвистов и поведенческих психологов", - сказал он. На то, что к составлению методички могут быть причастны выходцы из ФСБ косвенно может указывать то, что отдельно в ней оговаривается именно борьба с критикой работы контрразведки.
Другой основатель "Крибрум" Наталья Касперская также, по данным СМИ, связана с ФСБ. Правда, сама она подобное сотрудничество отрицала, писали "Ведомости".
Отличие двух методичек только в одном - московская сформулирована на основе неких исследований подростковой среды, а пензенская используется для "проработки" среды студенческой.
В качестве внешних признаков "представляющего угрозу" студента в методичке ПГУ указана одежда с "агрессивными" надписями, например, "ненависть", "нормальные люди боятся меня", "нечего терять", а также вещи с изображением оружия, нацистской или "агрессивной советской символики".
Кроме того, администрация считает подозрительным, если у студентов есть пирсинг на лице или ушах. Приемлемым считается менее четырех проколов у девушек и до двух проколов у юношей. Если синяки и царапины на теле студента появляются чаще двух раз в месяц, это также говорит о "склонности к саморазрушительному поведению". Авторы памятки предлагают остерегаться и молодых людей в наушниках. По их мнению, человек, большую часть времени ходящий в них, избегает общения с окружающими.
Отводящий взгляд во время разговора или "нервозный" студент (который чешет нос, часто поправляет одежду, топает ногой, оглядывается по сторонам) тоже может "представлять угрозу". Проявлять нервозность без риска привлечь к себе повышенное внимание со стороны администрации позволяется только перед контрольной работой или экзаменом.
Об участии студента в "деструктивных движениях" можно говорить в том случае, если он "смеется без повода, смеется над смертью, плачет без повода, плачет о позитивных сообщениях", рисует "жуткие и пугающие картинки" или просто заштриховывает бумагу.
"Потенциальным признаком отклонения или девиантного поведения" считается "участие студента в группе, которая носит схожую одежду, вместе проводит перемены, вместе ходит домой". Авторы памятки не одобряют "рисунки на теле, драки, связи с зэками" и употребление в речи "воровского сленга", к которому отнесена фраза "Добрый вечерочек".
Администрация ПГУ также видит угрозу в анархистах. Их можно определить по анархистским книгам, интересу к истории революций и "негативному отношению к действующему правительству и органам правопорядка (особенно ФСБ)". Выявлять таких студентов авторы предлагают по кричалкам "ФСБ - главный террорист", "ФСБ пытает ваших детей", "Свобода или смерть", "Ешь богатых", "Запрещено запрещать", "Наша родина - весь мир, наш закон - свобода".
В методичке сказано, что студент может участвовать в "деструктивных течениях", если он подходит хотя бы под три пункта из списка.
Ректор ПГУ успокаивает, что никаких санкций в отношении студентов методичка не предусматривает. По его словам, она лишь рекомендует кураторам наблюдать за поведением студента, "помогать и поддерживать". Итоги этой работы пока подводить рано.
Студенты связывают появление методички в Пензе с делом "Сети"*. На момент ареста в ПГУ учились один из осужденных Илья Шакурский и другой фигурант - его друг Егор Зорин.
Доцент Высшей школы экономики, кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра независимых социологических исследований Дмитрий Дубровский отметил, что методичка напоминает "комсомольские "указиловки" о том, как выглядят антисоветские элементы и к каким последствиям приводит прослушивание Queen или Sex pistols". "Это ровно оно. Только тогда это были хиппи и стиляги, которые носили длинные волосы и джинсы. Помните, да - "Сегодня ты играешь джаз, а завтра родину продашь"? Сейчас это - наушники, пирсинг и футболки с "асоциальными" надписями", - пояснил ученый.
Добавим, что подготовившая первую методичку компания "Крибрум" активно занимается мониторингом соцсетей. Она выкачивает данные из всех подобных сервисов Рунета (Facebook, "ВКонтакте", "Одноклассники", Тwitter, Instagram, Youtube, "Живой Журнал", TikTok, Telegram - всего 340 миллионов русскоязычных аккаунтов, которые принадлежат 80 миллионам пользователей) и всех интернет-СМИ (22 тысячи). Примерно 75% всех аккаунтов аналитики выкачивают каждые 15 секунд, остальное - в течение одного-двух часов. Система автоматически определяет тематику сообщений, их тональность (позитив/негатив/нейтрально), выявляет схемы распространения вбросов, деструктивных групп и их лидеров.
По данным экспертов "Крибрума", в деструктивные течения в Рунете вовлечены около 5 миллионов аккаунтов российских подростков (35% от общего числа подростков в России). К наиболее опасным авторы методички относят ультрадвижение (футбольные фанаты, уличные драки, антифашисты), анархизм, девиантное поведение и шок-контент, сатанизм, наркоманию, нацизм и скулшутинг (массовые расстрелы в школах).
Все они, считают авторы, ведут к снижению успеваемости и прогулам, "агрессивному, игнорирующему и снисходительному отношению к педагогу", "неуважению и травле педагога".
*"Сеть" - группировка, признанная террористической решением Московского окружного военного суда от 17 января 2019 г. Ее деятельность запрещена в РФ.