Московский городской суд, рассмотрев в понедельник, 4 сентября, апелляционную жалобу на домашний арест режиссера Кирилла Серебренникова, обвиняемого в мошенничестве на 68 млн рублей, оставил меру пресечения в силе, но разрешил ему прогулки с 18:00 до 20:00 в районе Хамовников, сообщает РИА "Новости".
"Постановление Басманного суда Москвы об избрании обвиняемому Серебренникову меры пресечения в виде домашнего ареста оставить без изменения <...> Просьбу адвоката (Дмитрия) Харитонова, представляющего интересы режиссера Серебренникова, разрешить обвиняемому прогулки удовлетворить", - сказала судья Наталья Борисова.
Без удовлетворения остались такое другие ходатайства - исповедующий буддизм Серебренников просил о встречах с ламой и наставником по йоге и медитации, сообщает "Медиазона".
Как передает "Интерфакс" со ссылкой на адвоката, в жалобе содержалась просьба отменить домашний арест и назначить любую меру пресечения, не связанную с лишением свободы.
Защитники попросили отпустить его под залог в 68 млн рублей, сообщает ТАСС. "Мы готовы внести сумму, которая указана в обвинении, - 68 млн руб.", - сказал адвокат Дмитрий Харитонов. Он пояснил, что сейчас у Серебренникова таких денег нет. "Но я уверен, что в течение достаточно быстрого периода мы эту сумму соберем", - добавил адвокат.
"Защита считает постановление Басманного суда незаконным и необоснованным, полагает, что мера пресечения избрана без законных оснований. Находясь в статусе свидетеля, обязательство о явке он не нарушал. Основания о том, что он скрывался, является надуманным", - заявил Харитонов.
"Все формальные требования, на мой взгляд, очевидны, повторять их не буду. А в постановлении суд указал, что обоснованность подтверждается указаниями [бывшего бухгалтера "Седьмой студии" Нины Масляевой, но ее показания не указывают напрямую на Серебренникова, а показания других вообще его вину опровергают", - сказал адвокат.
Режиссер работал над созданием фильма и постановкой спектаклей, имеет постоянное место жительства в Москве, имеет на иждивении престарелых родителей, характеризуется как законопослушный человек, отметил защитник. "Серебренников создавал "Седьмую студию" не для реализации хищения, а для реализации творческих проектов, художественной деятельности - об этом есть в справке Минкультуры". Харитонов рассказал, что партнером "Седьмой студии" был "Винзавод".
"Серебренников как художественный руководитель не мог иметь никакого отношения к подписанию документов". "Следствие предоставляет таким образом ситуацию, что Серебренников собрал группу лиц, на самом деле он всего лишь пригласил гендиректора, который был преподавателем менеджмента в ГИТИСе, заместителем руководителей нескольких театров и которого Серебренникову порекомендовали как порядочного и профессионального человека. Бывшего директора "Гоголь-центра" Алексея Малобродского Серебренников до проекта "Платформа" вообще не знал и никогда не встречался", - объяснил Харитонов.
Перед судом за Серебренникова поручились еще 30 деятелей культуры
На заседании суда адвокат представил ходатайство о включении в список поручителей еще 30 человек, передает РБК.
За режиссера поручились: Татьяна Тарасова, Владимир Спиваков, Марк Захаров, Алла Демидова, Инна Чурикова, Глеб Панфилов, Валерий Тодоровский, Михаил Фокин, Евгения Симонова, Мария Лошак, Юрий Арабов, Валерий Меладзе, Наталья Водянова, Михаил Ширвиндт, Александр Ширвиндт, Игорь Костолевский, Василий Церетели, Дмитрий Дюжев, Дарья Мороз, Игорь Гордон, Сергей Чонишвили, Игорь Золотовицкий, Александр Сокуров, Дмитрий Харатьян, Гарри Бардин, Оксана Фандера, Андрей Звягинцев, Татьяна Друбич, Леонид Десятников, Александр Балуев, Мария Миронова, Юлия Пересильд, Альбина Джанабаева, Евгений Каменькович, Олег Нестеров, Екатерина Сканави, Алена Бабенко, Елизавета Осетинская, Фекла Толстая.
Последнее слова режиссера
В суде Серебренников выступил с последним словом, в котором поблагодарил поручившихся за него людей, и еще раз заявил о своей невиновности. Публикуем расшифровку его речи целиком по сайту "Медиазона".
"Во-первых, я хочу поблагодарить всех людей, которые за меня ходатайствовали. Это действительно цвет нашего искусства. Я могу сказать, что у этих людей помимо огромного количества заслуг перед нашей культурой, перед нашим искусством, есть еще и интуиция. Они действительно долго - и кто-то знает [меня] лично, с кем-то я меньше знаком - следят за тем, что я делаю. И они ходатайствуют, потому что знают, что те обвинения, которые мне предъявляются, и то, кем я являюсь на самом деле - вещи несопоставимые, это не монтируется. Я уже прокомментировал обвинение - вымышленное, сфабрикованное намеренно: группа, все украл, заранее придумали "Платформу", чтобы воровать бюджетные деньги.
Помимо мотиваций, связанных с обогащением личным, есть другие мотивации, которыми руководствуются люди, которые занимаются искусством. Если ты хочешь озолотиться, иди в бизнес, торгуй нефтью, газом или на какую-нибудь госслужбу, я не знаю - но только не в искусство. В искусстве ты можешь заниматься только тем, что тебе очень нравится, делать спектакли, делать события.
Этот проект, "Платформа", который мы сделали и делали три года при поддержке государства, он дал возможность не мне и не только тем, кто его делал - мы были всего лишь создатели художественной программы - а огромному количеству молодых прекрасных художников, которые сейчас уже вошли в силу, начать свою творческую карьеру, поддержать их. Это дало возможность России превратиться из региональной провинциальной державы в области современного искусства в мощную, приобрести другое качество. Потому что все наши партнеры зарубежные, которые знали о проекте "Платформа", говорили, что это очень круто, это очень здорово, это значимый проект. И он для этого был сделан и реализован в полнейшем объеме - все, что мы планировали. Все спектакли, мероприятия уникальные, огромные, требующие, как говорила Вика [Исакова], большущих затрат - это все было реализовано.
Мне это очень важно сказать, чтобы не было ощущения в прессе или где-то еще со слов следствия, [что] эти люди все придумали, чтобы украсть бюджетные деньги. Это чудовищная несправедливость и абсурд. И то, что мы с вами здесь это выясняем, это тоже результат чьего-то, я не знаю, злого умысла или абсурдной ошибки. Я честный человек. Я всегда занимался только искусством, я никогда не занимался политикой, я не занимался бизнесом, я не занимался личным обогащением. Я скромно живу, я сейчас живу в квартире в 44 квадратных метра, она достаточно маленькая, она без балкона. В таких условиях, в которых я сейчас обречен находиться, достаточно тяжело находиться.
Я, конечно, не привык жаловаться, это не в моем характере, но я все-таки прошу суд, взываю к милосердию о возможности рассмотреть ходатайство тех людей и о возможности применить ко мне иную меру, нежели нахождение в вынужденном домашнем аресте. Тем более без возможности гулять, тем более без возможности звонить даже адвокату. Достаточно странная мера пресечения. И все-таки [прошу] разобраться в этом нашем деле и принять милосердное справедливое решение".
К Серебренникову обратился письмом актер Олег Басилашвили, который назвал ситуацию с арестом фантасмагорией и выразил надежду, что она лопнет как мыльный пузырь. Ранее письмо в поддержку создателя "Гоголь-центра" написал исполнитель роли волшебника Гэндальфа в фильмах по книгам "Властелин колец" и "Хоббит, или Туда и обратно" Иэн Маккеллен, режиссер Иван Вырыпаев, 30 августа открытое письмо подписали более 300 молодых деятелей культуры.
На первом суде по мере пресечения, состоявшемся 23 августа, выступали поручителями выступили вдова знаменитого писателя Наталья Солженицына, певец Филипп Киркоров, телеведущие Ксения Собчак, Николай Сванидзе, Андрей Малахов и Иван Ургант, режиссеры Александр Калягин, Алексей Мизгирев, Федор Бондарчук и Константин Райкин, актеры Евгений Миронов, Максим Виторган, Семен Слепаков и Чулпан Хаматова, писательница Людмила Улицкая, сценарист Авдотья Смирнова, директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
С личными поручительствами выступили гендиректор Большого театра Владимир Урин, худрук Театра наций Евгений Миронов, председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин, режиссеры Андрей Смирнов, Федор Бондарчук, актер Данила Козловский, писательница Людмила Улицкая, сестра бизнесмена Михаила Прохорова, главный редактор журнала "Новое литературное обозрение", издатель Ирина Прохорова и многие другие.
Кирилл Серебренников был задержан 22 августа, 23 августа его поместили под домашний арест до 19 октября. Его обвиняют в хищении у государства 68 млн рублей, выделенных на масштабный творческий проект "Платформа", которым занималась "Седьмая студия".
Арестованы бывший директор "Гоголь-центра" Алексей Малобродский, бывший главный бухгалтер "Седьмой студии" Нина Масляева. Бывший гендиректор "Седьмой студии" Юрий Итин находится под домашним арестом. Их обвиняют в мошенничестве с субсидией в размере 200 млн рублей.