Когда в Чечне - единственном российском регионе, который не имеет собственного суда присяжных, - будет введен этот институт, потеряет силу решение Конституционного суда о том, что российские суды не могут выносить такие приговоры, где в качестве наказания фигурирует смертная казнь. Таким образом, новый закон о суде присяжных в Чечне может восстановить смертную казнь в России.
По закону о введении в действие Уголовно-процессуального кодекса РФ институт суда присяжных должен заработать в Чечне с 1 января 2007 года. Однако это событие может быть приближено группой депутатов Государственной Думы, в числе которых первые заместители председателей комитетов по конституционному законодательству и по безопасности Александр Москалец и Михаил Гришанков и зампред комитета по законодательству Владимир Груздев.
Депутаты уже внесли специальный законопроект - "О введении суда с участием присяжных заседателей на территории Чеченской Республики". Как сообщил "Независимой газете" Михаил Гришанков, первое чтение законопроекта о чеченских особенностях правосудия с участием присяжных состоится уже в апреле.
По российскому законодательству составлением списков кандидатов в присяжные, их окончательным отбором и прочими необходимыми процедурами должны заниматься органы местного самоуправления. Однако в Чечне, как подчеркивают авторы законопроекта, эти органы пока не сформированы.
Это означает, что введение суда присяжных в последнем на очереди регионе пришлось бы в ближайшее время снова отложить. Как объяснил Гришанков, поэтому предлагается этот, по сути, технический законопроект, разрешающий формирование списков присяжных "временно возложить на органы государственной власти Чеченской Республики".
При этом он не стал отрицать и того факта, что законопроект призван не только позаботиться о жителях Чечни, обходящихся без суда присяжных, но и связан с перспективой восстановления в стране другого правового института - смертной казни.
Путин не спешит с отменой смертной казни в России
Напомним, в портфеле Госдумы уже несколько лет лежит без движения, ожидая ратификации, протокол № 6 к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанный Россией 9 лет назад. Документ предполагает, что наша страна полностью отменит у себя смертную казнь. Президент, однако, не торопит Думу с ратификацией, а сами депутаты на себя такую инициативу не берут.
Гришанков "сильно сомневается в том, что до конца этого года протокол будет вынесен на ратификацию". На вопрос, означает ли это, что уже с будущего года, если закон о специфичности суда присяжных в Чечне будет принят, российские суды смогут указывать в приговорах смертную казнь, первый зампред думского комитета по безопасности ответил утвердительно.
Другой автор проекта - Александр Москалец - заявил, что "это никак друг с другом не связано, это вы все сами придумали". По его словам, законопроект действительно чисто технический, а смертная казнь, по его мнению, "даже если по всей стране заработают суды присяжных, применяться все равно не будет".
Комментария от главы комитета по законодательству Павла Крашенинникова, в чьем распоряжении и находится сейчас протокол № 6, получить не удалось. Ранее он неоднократно обещал, что ратификация состоится весьма скоро, но каждый раз сроки откладывались.
По утверждению источника "Независимой газеты" из числа сотрудников думского аппарата, все дело в позиции президента, который, с одной стороны, публично выступает за полную отмену смертной казни, но при этом понимает, что в народе эта идея непопулярна. Он напомнил, что президент РФ недавно, перед своим визитом в Испанию, открыто поведал об этой своей позиции в интервью журналистам из этой страны.
Докладчик ПАСЕ: компромиссов в деле ратификации Россией протокола о запрете смертной казни быть не должно
Новый докладчик по выполнению Россией обязательств перед Советом Европы комиссии ПАСЕ по мониторингу Люк ван ден Бранде заявил, что в вопросе о необходимости ратификации Россией протокола европейской конвенции о правах человека о запрете смертной казни не может быть никакого компромисса.
"Есть определенные принципы и есть определенные ситуации, в которых нельзя идти на компромисс. В этой связи я упомянул о протоколе №6", - сказал ван ден Бранде на пресс-конференции в среду в Москве, сообщает "Интерфакс".
"В этом вопросе важна и политическая воля, и воля общества, но в таких вопросах идти на компромисс невозможно", - подчеркнул докладчик ПАСЕ. Он отметил, что "мы понимаем, в каких условиях находится Россия, столкнувшись с терроризмом".
Между тем ван ден Бранде отметил, что принципы Совета Европы подразумевают, что в странах-членах этой организации "не должно быть противоречия между строительством государства и правами человека".
Участвовавший в пресс-конференции председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев отметил, что визит докладчиков ПАСЕ не связан с предстоящим председательством России в комитете министров Совета Европы, а является регулярной поездкой по мониторингу обязательств, которые были взяты Москвой в 1996 году.
По словам российского депутата, в то время было взято 25 обязательств, "по половине из них можно твердо сказать, что они выполнены, а по половине из оставшейся части - то, что они находятся на стадии реализации выполнения".
"Но есть и обязательства, по выполнению которых России нечего сказать - это и шестой протокол к Европейской конвенции о правах человека", - подчеркнул Косачев.
Люк ван ден Бранде отметил, что в ходе этой поездки в Москву докладчики ПАСЕ разговаривали с представителями российских властей о различных вопросах, представляющих интерес для ПАСЕ. "Мы говорили о важности независимости судебной власти, мы говорили и о вопросе "вертикали власти", пытаясь понять, о чем идет речь - о вертикали власти или о правильном устройстве общества", - подчеркнул докладчик ПАСЕ.
Он отметил, что в ходе диалога в Москве поднимались вопросы свободы СМИ, прав национальных меньшинств, о возможности граждан обращаться в Европейский суд по правам человека.
Люк ван ден Бранде отметил, что он понимает, по каким причинам россияне преимущественно разделяют ценности стабильности и достатка, которые, по его словам, не противоречат ценностям европейской демократии и в странах Совета Европы должны присутствовать одновременно.