Генеральная прокуратура России завершила расследование и направила в Таганский суд уголовное дело в отношении и.о. управляющего делами НК ЮКОС и группы лиц, обвиняемых в присвоении чужих средств и их легализации.
Обвинение по этому делу предъявлено и.о. управделами НК ЮКОС Алексею Курцину, президенту ООО "Amalgama DVD group" Борису Теременко, а также Александру Гольдману и Марии Тихопой. Они обвиняются по ч.4 ст.160 УК РФ (присвоение или растрата) и ч.4 чт.174-1 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления), сообщает "Интерфакс" со ссылкой на сообщение Генпрокуратуры.
- Курцин был осужден в 2005 году по аналогичному делу
- Курцина вернули из мордовской колонии в московский СИЗО. Следствие отказалось изучать его компьютер
- Адвоката Гольдмана вывели из дела, допросив как свидетеля при одобрении Мосгорсуда
Адвокат Курцина Юрий Ларин заявляет, что следователи намеренно не приобщили к делу компьютер Курцина: содержащаяся в нем информация, как заявляет защитник, свидетельствует о невиновности его клиента, сообщает "Коммерсант" от 22.02.2007.
Следствие полагает, что Курцин совместно с первым вице-президентом ООО "ЮКОС-Москва" Михаилом Трушиным, президентом ООО "Amalgama DVD group" (Москва) Теременко, экономистом этого общества Еленой Выборновой, а также Гольдманом и Тихопой в период с апреля по июнь 2004 года в Москве похитили денежные средства НК ЮКОС в сумме 74 млн рублей, перечислив их под видом оказания благотворительной помощи на счета учрежденных в Москве общественных организаций и фондов.
Деньги, по данным следствия, перечислены в следующих размерах: РБООИ "Координационный центр социальных программ" - 29 млн рублей; фонду "Монолит" - 25 млн рублей; МОО "Международный фонд "Новый свет-500" - 20 млн рублей.
Затем, по мнению Генпрокуратуры, обвиняемые "легализовали эти денежные средства, совершая с ними различные фиктивные финансовые операции и сделки". "В конечном счете деньги были обналичены по поддельным чекам подставных компаний "Диатонторг" и "Вилар-Люкс" в московском коммерческом банке "Нефтяной" (в 2005 году лишен лицензии за систематическое обналичивание денег), и поделены между участниками в соответствии с ролью каждого в организованной группе", - сказано в сообщении Генпрокуратуры.
Обвиняемым Курцину, Гольдману и Теременко избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а в отношении Тихопой применена мера пресечения в виде подписки о невыезде.
В отношении Трушина и Выборновой материалы выделены в отдельное производство, они объявлены в международный розыск, отмечается в сообщении Генпрокуратуры.
29 марта этого года завершено ознакомление обвиняемых Курцина, Теременко, Гольдмана и Тихопой и их защитников с материалами уголовного дела. 4 апреля дело направлено в Таганский районный суд Москвы для рассмотрения по существу.
Курцина вернули из мордовской колонии в московский СИЗО. Следствие отказалось изучать его компьютер
Фигурирующий в новом деле как обвиняемый и.о. управделами ЮКОСа Алексей Курцин был уже осужден по аналогичному делу в 2005 году на 14 лет заключения. Однако, в колонии строгого режима в Мордовии, куда его отправили по первому приговору, он пробыл меньше месяца: летом 2006 года по распоряжению Генпрокуратуры его вновь этапировали в Москву, вернув в СИЗО "Матросская Тишина".
Роль Курцина, как и в первом деле, заключалась в подписании им технических документов для бухгалтерии о перечислении денег на благотворительность, причем зачастую уже после реального прохождения платежей, утверждает "Коммерсант". Обвиненный вместе с Курциным вице-президент ООО "ЮКОС-Москва" Михаил Трушин успел уехать в Лондон, и запрос на его экстрадицию до сих пор не удовлетворен.
По словам адвоката Курцина Юрия Ларина, следователи намеренно не приобщили к материалам дела системный блок настольного компьютера Курцина, свидетельствующий о его невиновности. По мнению защитника, если бы следствие изучило содержание накопителя на жестких магнитных дисках, то из почтовых сообщений в разделе Mail можно было увидеть, что Курцин не изготавливал самостоятельно распоряжений об оказании благотворительной помощи, в чем его повторно обвиняет Генпрокуратура.
В действительности, как указывает адвокат, Курцин получал проекты распоряжений и сопроводительные документы по электронной почте для согласования или утверждения, время поступления которых и его посланий другим адресатам отражено в компьютере с точностью до минуты. То есть следователи могут убедиться, что по всем трем инкриминируемым эпизодам хищений Курцин получал проекты распоряжений для утверждения спустя несколько дней после осуществления платежей, и поэтому его распоряжения не могли быть основанием для этих платежей.
Адвокат отметил, что системные блоки, изъятые у остальных обвиняемых, были приобщены к делу, как и положено по закону.
Адвоката Гольдмана вывели из дела, допросив как свидетеля при одобрении Мосгорсуда
Адвоката Сергея Соколова, защищающего Александра Гольдмана, следствие вывело из дела, решив допросить его как свидетеля по обстоятельствам, ставшим ему известными в ходе защиты клиента. Два раза Басманный суд стал на сторону Соколова, признав его допрос незаконным, но Генпрокуратуре также дважды удавалось добиться отмены этих решений в Мосгорсуде. В третий раз Басманный суд узаконил допрос Сергея Соколова в качестве свидетеля и исключение из числа защитников по данному делу.
Гольдман отказался знакомиться с материалами дела без своего адвоката Соколова. 21 февраля 2007 года Верховный суд рассматривал жалобу второго его адвоката, Николая Густапа, на продление срока его содержания под стражей до 30 апреля, и оставил ее без удовлетворения.